В Силламяэ - на отдых
3 мая в нашей газете было опубликовано интервью с мэром Силламяэ Айном Кивиоргом «Силламяэ. В поисках светлого будущего» — о проблемах города, о том, как они решаются. И в первую очередь о проблеме безработицы, пожалуй, наиболее острой для этого преимущественно русскоязычного города. О том, что горожане, городское собрание могли бы сами сделать, чтобы приблизить свое светлое будущее.
Будем откровенны: у части населения страны (в том числе и у неэстонцев) бытует превратное мнение об этом городе, что в 200 километрах на восток от Таллинна и в 20 километрах от границы с Россией. И люди здесь-де какие-то «не такие», и вообще «жить опасно» — рядом завод непонятного назначения. Мне очень хотелось бы развеять подобные мнения о Силламяэ, и я по своей инициативе решил приехать сюда — не на пару часов, а на несколько дней, чтобы постараться увидеть жизнь города изнутри. И предлагаю вниманию читателей три разнородных очерка-репортажа-интервью из Силламяэ, родившихся в результате. Пока три. О городе, о людях, о проблемах, волнующих горожан, можно (и нужно) писать и писать. Чтобы в конце концов эти проблемы отошли на задний план, были решены.
Почему бы и нет? Город расположен на берегу моря, утопает в зелени, хорошо спланирован — его кварталы с архитектурой начала 50-х годов (небольшие двух-трехэтажные дома западной части города, примыкающей к заводу) плавно переходят в пяти- и девятиэтажные кирпичные здания восточной части — здесь строительство завершилась к 1990 году.
Город растянулся вдоль моря на два-три километра, и, хотя по центральным его улицам изредка проходит пассажирский автобус, большой нужды в общественном транспорте нет. Можно спокойно шагать по зеленым аллеям «старого» (уже полвека стоит!) города, а затем выйти на широкий бульвар Виру (ранее — улица Ленина), выложенный широкими бетонными плитами, которые выдержали испытание временем — и по сию пору служат пешеходам. Причудливые декоративные арки из кирпича и бетона украшают бульвар. Уголки отдыха, отгороженные от холодных северных ветров кирпичными барьерами. Ничего подобного ни в одном другом городе Эстонии не встретишь. Чувствуется, ленинградские архитекторы, спланировавшие город, неплохо по тем временам поработали. Школы, детские сады, магазины, бары, кафе, аптека, банк — эти необходимые атрибуты города хорошо вписались в общий ансамбль. Тут же под боком и море с широким парком лиственных деревьев. Желающие могут прогуляться в сторону Нарва-Йыэсуу и километр спустя достичь соснового бора. Красота. Живи — не хочу. Но город до сих пор жил (и живет) преимущественно одним предприятием — сланцехимическим заводом, занимавшимся обогащением урановых руд, редкоземельных элементов. Теперь это АО «Силмет», на котором сохраняется обогащение руд с редкоземельными танталом и ниобием, служащими упрочающей добавкой к стальным сплавам. Появились и новые фирмы, тем не менее в связи с сокращением производства на заводе и на соседних сланцедобывающих предприятиях в городе сейчас множество безработных. На 18 тысяч жителей — по крайней мере полторы тысячи зарегистрированных официально.
Но город живет. 20-21 мая здесь прошел красочный и веселый праздник славянских культур, постоянно заполнены большой городской спортхолл, плавательный бассейн, всегда оживленно на рынке, не пустуют тенистые городские парки.
А что в Силламяэ было «до того»? О том рассказывают стенды городского музея, хранителем которого является бывший заводской художник Александр Пополитов.
— Мечту создать в городе музей я лелеял еще 20 лет назад, — рассказывает Александр. — Все были вроде бы «за», а дело стояло, ограничивались лишь небольшой заводской экспозицией, которая именовалась музеем заводской славы. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь шесть лет назад.
Городской музей Силламяэ находится ныне в помещении бывшего детского садика, хорошо отремонтированного, по улице Чайковского. Александр с удовольствием показывает его богатства, рассказывает об эскпонатах. Окаменелости моллюсков, медуз, морских ежей, обитавших здесь некогда, захоронения древних эстов на территории нынешней волости Вайвара. Фотографии начала нынешнего века — морской пляж, уставленный кабинками для переодевания, — петербуржцы, в том числе такие знаменитости, как ученый Павлов, композитор Чайковский, любили отдыхать в поселке Силламяэ, отдавая предпочтение именно ему, а не шумной (!) Усть-Нарве.
А вот история наших дней, которую также едва ли знают многие. На месте небольшого сланцеперегонного заводика здесь в послевоенные, уже советские годы решено было построить большой завод по обогащению диктионемовых сланцев, вырыть две шахты и воздвигнуть город. Для чего создали лагерь уголовников и политзаключенных на пять тысяч человек — они-то и строили здесь счастливое социалистическое будущее во благо военно-промышленного комплекса большой страны. Эта точка на карте Советского Союза получила вначале секретное наименование «Москва-400», затем «Ленинград-I», «Нарва-I», и только в 1957 году, когда население Силламяэ достигло десяти тысяч человек, поселку, теперь уже городу, власти вернули его прежнее название, но он все равно оставался закрытым, тщательно контролируемым пунктом на карте Эстонской ССР.
Но вернемся к экспонатам музея. Вот старая квартира 50-х годов — телевизор КВН, радиола «Урал», фотоаппарат «ФЭД», патефон, одежда тех лет, бумажные деньги — кто помнит?
Есть в музее и отдельный зал, где выставлены минералы, залегающие на территории Эстонии, к ним стараниями Александра добавились минералы чуть ли не со всего Советского Союза. И сейчас эта экспозиция — наглядное пособие по урокам геологии для местных школьников.
А что же дальше?
Главный архитектор города Владимир Шурмин считает, что Силламяэ не требует серьезных градостроительных изменений. А вот по периметру его территории изменения планируются. На восточной окраине есть свободные территории, где можно возводить индивидуальные дома, генпланом предусмотрено обустройство приморского парка и пляжа. Западная часть города также получит благоустроенный выход к морю, для этого придется снести прилегающие к берегу гаражи и сараи. Будет построен небольшой пассажирский порт для яхт и катеров. А в центральной части Силламяэ неподалеку от автовокзала и рынка — возведен большой торговый центр, который как бы соединит обе части города.
Свои вопросы задаю и главному экологу Владимиру Миротворцеву. Опасно ли жить в Силламяэ или же сюда уже сейчас можно спокойно приезжать, чтобы отдохнуть, покупаться в море? Ситуация в городе по радону, говорит он, достаточно благополучная, хотя западная его часть и стоит на залежах диктионемового сланца. Что касается хранилища отходов, то здесь все-таки есть опасность выдувания с его поверхности аэрозолей радиоактивных веществ. Но роза ветров для города благоприятная, и концентрация этих веществ в воздухе отвечает нормативам. Тем не менее сейчас заканчивается составление проекта санации хвостохранилища, и к 2000 году на его месте — а это свыше 30 гектаров — должен появиться зеленый парк, где горожане смогут проводить свое свободное время, любуясь морским простором.
Честно скажу: я уезжал из Силламяэ, в котором провел несколько майских дней, работая и отдыхая, с надеждой вновь приехать сюда, в город, где легко дышится и который можно сделать процветающим населенным пунктом Эстонии. Необходимо лишь время, чтобы решить главную проблему горожан — трудоустройство. Будет ликвидирована безработица — остальное приложится. Рассказ о городе, о горожанах будет продолжен в последующих номерах газеты.
На снимках:
Мария Федоровна Смолина — бессменный организатор праздников славянских культур в Силламяэ. В мае 2000 года прошел уже десятый по счету праздник.
Шествие праздничных колонн 21 мая с. г.
Хлеб-соль гостям праздника.
Кто сказал, что в городе нет молодежи, а детские садики позакрывались?
Александр Пополитов — хранитель городского музея Силламяэ, он строг и доброжелателен.
Ярослав ТОЛСТИКОВ, moles.ee, 26.05.00