Станет ли Силламяэ архитектурным «заповедником»?
Департамент охраны старины Эстонии предложил взять под охрану государства исторические кварталы Силламяэ 1940-1950-х годов постройки. Городские власти считают, что вопрос нужно изучить, так как новый статус может принести с собой дополнительные обязанности для города и горожан, а это надо подкрепить материально. Вчера депутаты горсобрания обсуждали проект ответа в департамент.
О том, что силламяэский старый город, построенный в стиле сталинского неоклассицизма, является «жемчужиной» в масштабах Эстонии, говорят уже лет пятнадцать-двадцать. В 2001 году официальный статус памятников архитектуры получили от государства здания силламяэских дома культуры и бывшего кинотеатра. Некоторые «правила игры» в районе старой застройки город пытался устанавливать своими силами, однако соответствующая тематическая планировка данного района пока не действует.
В свою очередь, государство в 2007-2012 годах составило обзор архитектурного наследия XX века в Эстонии, осмотрев более трёх тысяч объектов и для 130-ти из них подготовив экспертные оценки о соответствии требованиям к памятникам. В экспертизе использовались и наработки самого города за последнее десятилетие. Составители оценки предлагают образовать в центре Силламяэ зону охраны исторического наследия, цель которой — сохранить городской ландшафт 40-50-х годов прошлого века.
— Нынешние городское управление и городской архитектор высоко ценят и берегут это архитектурное своеобразие, но способность каждого самоуправления защищать зоны исторического наследия зависит от политической воли и наличия компетентных чиновников. В один момент это может быть, в другой — нет. Силламяэский центр города специалисты считают в государственном масштабе выдающей архитектурной средой, сохранение которой — не только местный, но и государственный интерес, — сказала «ИП» главный инспектор Департамента охраны старины Трийн Талк.
Она добавила, что оценивались образчики архитектуры середины XX века и в других ида-вируских городах, но в их части предложений взять что-либо под защиту государства не было. А в масштабах республики, где сейчас всего 11 зон охраны городской старины, Силламяэ, будь он тоже взят под защиту, стал бы первым представителем не средневековья или XVIII века, а нового времени.
Начать переговоры
В проекте ответа городской управы департаменту говорится, что архитектурное своеобразие города, конечно, надо беречь и защищать, но это возможно как через государственные меры, так и через планировочный процесс на местном уровне, а при решении вопроса о защитной зоне надо определиться с тремя вещами — её границами, действующими внутри требованиями и их материальным подкреплением.
В реальности, в центре города довольно много зданий, чьё состояние оставляет желать лучшего, а требования охранной зоны — это дополнительные согласования, разрешения и расходы на поддержание в порядке и реставрацию, напоминает управа.
«В Силламяэ это затронуло бы большое число людей, следовательно, связанные с этим расходы, а также возможности использовать для этих целей государственную поддержку являются важными обстоятельствами во время принятия взвешенного решения… Если речь идёт о защите на местном уровне, то решения и об ограничениях, и об их компенсации принимает город. Если же мы имеем дело с защитой государственной, то надо обеспечить и покрытие расходов, вытекающих из повышенных требований», — указывает управа.
Проект ответа предлагает провести по вопросу о защите архитектурного ансамбля Силламяэ 50-х годов дополнительные переговоры. Трийн Талк, в принципе, согласна, что здесь надо достичь «разумного соглашения с городским управлением и жителями».
Что брать под охрану
По словам мэра Силламяэ Тыниса Калберга, зоной охраны разумнее всё-таки охватить центральную площадь и район вокруг неё, а не всю территорию от забора завода «Силмет» на западе до хрущёвок на востоке города. Проблемы самой старой и, на сегодня, самой заброшенной силламяэской улицы Сытке на западе надо решать какими-то другими способами.
Когда «вопрос о зоне» в том или ином виде всё-таки решится? «Быстрых решений здесь нет», — считает мэр. Город сейчас начал готовить свою общую планировку, которая тоже может стать способом защиты старой архитектуры, и что планировка, что установление государственной охранной зоны возможны не раньше конца следующего года, полагает Калберг. Он добавил, что и планировка, и проект устава охраняемой зоны должны пройти этап публичного обсуждения.
Председатель комиссии горсобрания по развитию Игорь Малышев мысли, изложенные в письме управы в адрес департамента, поддерживает. Город здесь, по его мнению, находится как бы меж двух огней: с одной стороны, надо понимать, какие риски или возможности принесёт с собой ответ «да, пусть будет охранная зона», но с другой — нельзя и тянуть с решением вопроса бесконечно, поскольку население старых домов тоже стареет и не может вкладываться в их ремонты.
— Надо быть решительным, и если горсобрание даст мэрии добро на проведение переговоров с департаментом, то наша комиссия уже на следующем своём заседании спросит у горуправы, чту сделано.
По мнению оппозиционного депутата и главы силламяэского объединения собственников квартир Гульнары Сидоренко, взятие старого архитектурного ансамбля под государственную охрану откроет новые возможности для его сохранения и надо постараться охватить таким образом больше старых кварталов. Вопреки ожиданиям, Сидоренко вовсе не ратует за то, чтобы эти вопросы решались, так сказать, на вече: с общественностью надо посоветоваться на начальном этапе, а дальше главным лицом от города на переговорах должен стать городской архитектор как наилучший специалист в этой области.
— Надо торопиться. Темпы разрушения старых домов уже опережают темпы их реновации. Для сохранения города как архитектурного явления нужно искать разные источники средств, в том числе свой вклад должен делать и местный бизнес, особенно порт, — считает депутат.
Если действительно дойдёт до признания большей или меньшей части старого Силламяэ зоной охраны архитектурного наследия, то соответствующее решение примет правительство республики.