Памятник старому храму напомнил бы интересную историю Силламяэ
Со старым православным храмом, на месте которого и в честь которого сейчас в Силламяэ хотят поставить памятник, связан ряд интересных моментов.
Уже несколько суббот подряд на пустыре между Таллиннским шоссе и кварталами нового микрорайона Силламяэ можно заметить людей, ведущих работы. Православная община Силламяэ при поддержке города определяет, где находится фундамент старой православной церкви, чтобы обозначить и благоустроить эту территорию, а в перспективе — сделать здесь парк памяти православной церкви, украшением и центром которого стала бы памятная арка на месте алтаря бывшего храма, напоминающая часовню.
Вопрос назрел
Что в этом месте у дороги когда-то стояла православная церковь, в принципе, не новость. И даже в планировочные документы, по словам городского архитектора Силламяэ Владимира Шурмина, этот факт попал еще на рубеже 80 — 90-х. Общая планировка города и сейчас отмечает эту землю как «остатки православной церкви». Однако, несмотря на то что участок бывшего храма не является землей для бизнеса, все же возникли определенные опасения за его судьбу.
— Сейчас прилегающие районы — пустырь между улицей Павлова и бульваром Виру, пустырь между шоссе и микрорайоном — стали объектом планировок, есть и планы расширения шоссе. Поэтому участок бывшего храма надо «застолбить», чтобы он не был утрачен и учитывался при планировании, — пояснил Шурмин.
Настоятель действующей силламяэской церкви иконы Казанской Божьей Матери отец Николай Терентьев добавил, что в конце прошлого года обратился к властям города с письмом, в котором напомнил, что место, где стоял храм, считается освященным, неприкосновенным и должно быть ограждено от бизнес-строительства. По словам отца Николая, власти отнеслись к этой просьбе с пониманием и поддержкой, а Владимир Шурмин безвозмездно разработал документы, которые могут быть основой для увековечивания памяти о старой церкви, — в том числе эскизный проект.
— Какой-то памятник там обязательно появится. Нынешний год уйдет на то, чтобы все привести в порядок. А в 2011-м обещают, что начнем выходить из кризиса… — отец Николай надеется, что в создании памятника помогут бизнесмены, с которыми он уже вел предварительные переговоры, в том числе Тийт Вяхи, сказавший, что помощь будет оказана, если это будет угодно Богу и этим проникнутся сами горожане.
Владимир Шурмин говорит, что будет очень хорошо, если памятный объект появится в следующем году, а вообще степень реальности его появления оценивает в 60-80 процентов.
— Серьезных препятствий пока не вижу, предпосылки для решения вопроса есть. Этот участок принадлежит государству, поэтому надо будет оформлять право его застройки.
Дорога к храму
Памятник старому храму напомнит силламяэсцам и гостям города, что история Силламяэ началась не в конце 1940-х годов, когда здесь заработал военный завод, и что до этого в ней тоже были интересные страницы, считает отец Николай Терентьев.
Православная церковь в Силламяэ появилась в 1898 году. Как рассказал «ИП» хранитель фондов силламяэского музея Александр Пополитов, ее особенностью было, во-первых, то, что до первой мировой войны она являлась, по сути, храмом для курортников, а во-вторых, имела нетипичную для православных культовых сооружений архитектуру. В ней не было купола, звонница примыкала к основному строению, а на окнах были цветные витражи. Храм, как и положено, стоял на самом высоком месте тогдашнего Силламяэ — у перекрестка старой дороги на Вайвара и старого Ревельского тракта. Первая сохранилась сегодня в виде сельского проселка, второй — после строительства нового Таллиннского шоссе превратился во внутригородскую улицу Кеск.
Во время войны церковь, по-видимому, служила ориентиром для артиллеристов, поэтому ее не трогали. В 44-м немцы, уходя из Силламяэ, храм взорвали. Еще несколько лет простояли его стены, пока и их не разобрали на стройматериалы для садовых домиков.
Сто лет назад жизнь в поселке Силламяги оживала летом, когда сюда съезжались «на воды» представители петербургской интеллигенции. Поэтому службы в здешней церкви велись только в курортный сезон. Священников сюда отбирали по конкурсу, ведь настоятелю на лето тоже предоставлялись дача и полный пансион, поэтому желающие служить подавали заявления, а приход выбирал, рассказал о. Николай. Пять лет — с 1912 до 1917 года — прихожане Силламяги отдавали свое предпочтение отцу Иоанну Кочурову. До этого он построил православный храм в Чикаго. А после Силламяги — служил в Царском Селе, где и был убит красногвардейцами. Примечательно, что об этом факте упоминает в своих знаменитых «Десяти днях, которые потрясли мир» наблюдавший русскую революцию американский журналист Джон Рид. А главное, Кочуров стал первым православным священнослужителем, пострадавшим от советской власти, за что и почитаем РПЦ как первый священномученик.
Сегодня православная церковь находится в Силламяэ в другом месте — ее построили в начале 90-х на берегу реки Сытке. Возрождать ли храм на прежнем месте — это, по мнению Владимира Шурмина, решать православной общине, хотя лично он считает, что с учетом уже сложившейся застройки церковь на старом месте может «потеряться». Однако если соседний большой пустырь когда-то будет застроен торгово-офисными центрами, то очень важно, по мнению архитектора, сохранить диагональную пешеходную дорожку через него, повторяющую линию старого тракта. Тогда в конце этой дороги, в просвете между коробками из бетона и стекла, можно было бы увидеть памятник старой церкви — как напоминание о том, куда, в конце концов, должна приводить любая дорога.
Иллюстрации предоставлены силламяэским музеем и В. Шурминым
Так, согласно компьютерной реконструкции, размещалась старая церковь…
…а так может выглядеть памятник в ее честь
«Силламяжские» прихожане просили о.Иоанна Кочурова продолжить служение
Алексей Старков
Инфопресс №23