Очередная авария в порту Силламяэ

Очередная авария в порту Силламяэ

Очередная авария в порту Силламяэ заставила задуматься: почему местные власти каждый раз не торопятся информировать о случившемся жителей. Имеют ли люди, живущие в непосредственной близости объектов категории А, право получать информацию без промедлений?

Выброс аммиака в Силламяэ отразил проблему с безопасностью портовых городов

Две недели назад жители Силламяэ могли наблюдать необычное белое облако над портом. Позднее выяснилось, что это зрелище было вызвано химической реакцией от соприкосновения выброшенного с терминала газа и воды. Несколько часов горожанам пришлось мучиться тревогой и неопределенностью: они видели машины спасателей и скорой помощи, но не знали, грозит ли их здоровью опасность.

Пугающая неизвестность

В тот вечер утечка произошла на терминале EuroChem. Член правления EuroChem Terminal Sillamäe AS Игорь Фадин объяснил «Инсайту», что утечка была незначительной, поэтому местная станция мониторинга состояния воздуха не зафиксировала аммиак.

До «Инсайта» дошли слухи, что рабочий на терминале не закрыл вентиль цистерны с аммиаком и аммиак вытекал целый час. Фадин это подтвердил: «На терминале сработали датчики газа. В течение четырех минут вывели людей. На выгрузке было два человека. После этого включили водяные завесы».

Одновременно работник терминала вызвал спасателей. «Если в 18:33 ситуация началась, то где-то в 19:50 она полностью закончилась», — объяснил Фадин.

В то же время местные жители наблюдали, как в порт Силламяэ с включенными мигалками и сиренами спешат несколько пожарных машин, три экипажа скорой помощи и полиция. По словам старшего оперативного дежурного Идаского спасательного центра Иво Лаанисте, столько спасателей и медиков приехали потому, что событию сразу была присвоена третья категория опасности.

Как отметил Лаанисте, любая химическая авария классифицируется не ниже третьей категории опасности. На вызов отреагировали спасатели из Силламяэ, Нарва-Йыэсуу, Йыхви, Кохтла-Ярве и Кивиыли. «Две специальные химические команды — из Силламяэ и Кохтла-Ярве — были задействованы», — прокомментировал спасатель.

Горожане сами себе экологи

Марина Боржицкая — инженер-физик с колоссальным опытом. Она приехала в Силламяэ в 1969 году сразу после окончания физико-технического факультета Уральского политеха и работала на сланце-химическом заводе заведующей лабораторией. Более 50 лет она занимается влиянием химического производства на человека и окружающую среду.

Не удивительно, что при появлении в Силламяэ странных химических явлений местные жители звонят именно ей. Звонки раздались и вечером 26 марта. «Я сразу посмотрела у себя в телефоне, какое направление ветра, — рассказывает Боржицкая. – И, естественно, сразу посмотрела, что показывает станция мониторинга. Оказалось, что ничего».

Боржицкая пояснила, что аммиак — это ядовитый газ, который при определенных условиях и концентрации может вызывать взрывы. «Да, он опасен для человека и вообще для всего живого, — признает Игорь Фадин. — Но аммиак — такой газ, присутствие которого чувствуется издалека».

Для ликвидации утечек аммиака спасателям приходится использовать специальное снаряжение, полностью закрывающее человека, и после выхода из зоны загрязнения это снаряжение тщательно моется. Иво Лаанисте рассказал, что при ликвидации утечки в порту была установлена специальная ванна для отмывания защитных костюмов спасателей, и грязная вода не попала в окружающую среду, а осталась для утилизации на терминале.

Опасная химия — в зоне особого внимания

На этот раз с ветром повезло, заметили аварию вовремя, поэтому беды не случилось. По данным Спасательного департамента, к 20:30 опасность была уже полностью ликвидирована. «На самом деле эта утечка незначительная. Объем утечки не могу сказать, но незначительный», — пояснил оперативный дежурный Лаанисте.

Однако это была далеко не первая утечка опасного вещества в Силламяэ и, скорее всего, не последняя. Когда терминал получал разрешение на свою деятельность, была сделана оценка влияния на окружающую среду. В ней были рассмотрены разные варианты аварийных ситуаций. «Любой груз в порту может быть опасным, абсолютно любой. Вопрос соблюдения техники безопасности», — подчеркнул руководитель терминала EuroChem.

Боржицкая считает, что правила техники безопасности и сценарии действий при авариях есть, но дело не только в них: «Самое главное — это все надо выполнять! А чтобы выполнять — надо контролировать!» По ее мнению, утечка случилась именно из-за отсутствия должного контроля: «Пятница, вечер, уже темнеет и, например, пересменка. Конечно, потеряли бдительность. Ничего просто так не бывает».

Игорь Фадин пояснил, что на терминале все организовано максимально безопасно, и быстрое обнаружение утечки –-тому подтверждение. «У нас совершенно новая технология. Мы запустили терминал в конце 2019 года, он полностью автоматизирован. При правильном подходе я не вижу, чтобы мы представляли какую-то опасность».

«В отчете влияния на окружающую среду вероятность аварийного случая записана как один раз в 10-15 лет. — комментирует Боржицкая. — Ну вот прошло три года как они запустились. Даже чуть меньше … И уже этот случай. Это очень хорошее предупреждение».

Как живется на пороховой бочке?

Всего в Эстонии есть 35 объектов категории «А», т.е. имеющих наивысшую степень опасности в случае аварии. Большинство из них расположены в четырех городах: Силламяэ, Кохтла-Ярве, Маарду и Палдиски. Судя по карте Спасательного департамента, в Силламяэ таких объектов семь.

Никаких предельных норм касательно того, сколько таких объектов может находиться в одном населенном пункте, нет. Каждое предприятие оценивает свои риски, в том числе и риски, связанные с другими, аналогичными опасными объектами, чтобы снизить вероятность «эффекта домино».

В Европе уже давно существует хорошо отработанная практика информирования людей, живущих близ подобных объектов, об опасностях и авариях. О таком опыте «Инсайту» рассказала руководитель НКО «Центр прикладной экологии» Марина Янссен: «Нашу группу и представителей горуправы Силламяэ возили в Нантали, на терминал Neste. Там рядом город на 18 000 человек, примерно сопоставим с Силламяэ. Они рассказывали о том, как работают с населением, как там 24 часа в сутки работает информационный центр. Если у них даже одно ведро мазута проливается на терминале, они сразу же первыми дают информацию жителям об этом. Чтобы не было слухов!»

И Эстонии есть куда стремиться в этом вопросе. Например, когда в 2015 году на заводе Molycorp Silmet случился пожар, даже дети в детсадах вышли на прогулку на улицу, так как долго никто не знал, что дышать в городе опасно. По данным «Инсайта», в 2004 году в том же здании завода уже был пожар, и тогда три спасателя получили химические ожоги. Кроме пожаров, на заводе Silmet в Силламяэ случился и разлив плавиковой кислоты, о котором не знала даже Инспекция окружающей среды.

После утечки на топливном терминале в Маарду никто не торопился сообщать об аварии людям — ни терминал, на котором произошло происшествие, ни мэрия, ни государственные органы. В отличие от терминала EuroChem, который всех проинформировал, на Маардуском терминале разговоры с журналистами были крайне короткими: «Пожалуйста, не снимайте!»

В сентябре 2016 года в Северном порту Палдиски, где тоже идет перевалка опасных грузов, загорелось здание склада. На город, прямо людям в окна, несколько часов валил черный дым. Короткий комментарий прессе порт предоставил спустя день.

Об аварии первыми сообщили журналисты

«Инсайт» попытался получить комментарий властей Силламяэ на тему информирования горожан об авариях, но горуправа от интервью на камеру отказалась.

Вот все, что сообщила специалист по связям с общественностью: «Я отправлю вам комментарий в начале следующей недели, так как хочу согласовать его со Спасательным департаментом — именно эта организация проводит работы по ликвидации и дает распоряжение для оповещения населения. Могу добавить, что для публикации поступающих от Спасательного департамента оповещений об опасности у нас есть городской сайт и страница в Facebook».

На странице города в сети Facebook сообщение об аварии появилось в 20 часов, после окончания ликвидации утечки, и это был репост статьи «Северного побережья». В комментариях к этому посту люди интересовались, почему СМИ сообщают людям ту информацию, которую немедленно должен был дать город.

Чтобы знать, как себя вести, жителям рекомендуется сходить на страницу Спасательного департамента и почитать там инструкцию на случай разных аварий. Для проверки работы сигнализации в городе периодически происходит её тестовое включение.

«Это еще один звонок. Какого нам еще надо ждать звонка? — возмущается Марина Янссен. — Нужны ли нам первые трупы, чтобы что-то изменить? Это задача городского управления и терминалов порта — договориться наконец, кто будет этой единственной информационной системой, достойной доверия жителей. И кто будет давать информацию оперативно, а не в течение часа. Сегодня мы видим, что ни городское управление, ни терминал этот экзамен не сдали».

В день выхода передачи мэр Силламяэ Тынис Калберг все-таки прислал свой комментарий. «Поскольку опасности для жизни людей не было — случившееся, по оценке спасателей, не было чрезвычайной ситуацией — город действовал согласно закону. Информацию о случившемся передавал Cпасательный департамент, а город информировал общественность сразу же, как ему становилась эта информация доступной», — сообщил градноначальник.

«Инсайт»: выброс аммиака в Силламяэ отразил проблему с безопасностью портовых городов | Инсайт и Интервью недели | ERR

21:07
575
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!