Настоящие чикагские страсти Силламяэ
История с шекспировским накалом
Возможно ли, что городские власти оказывают протекцию бизнесу тех предпринимателей, которые занимают далеко не последнее место во властных структурах? Или это городская легенда, придуманная конкурентами, чтобы очернить соперников?
https://rus.err.ee/928660/v-novom-vypuske-insajta-...
В конкурентной борьбе бизнесменов могут быть замешаны городские власти Силламяэ
Предприниматель Глеб Кохв обвиняет власти Силламяэ, что они оказывают протекцию бизнесменам, занимающим далеко не последнее место во властных структурах. Руководство города с этим не согласно и называет подобные обвинения бизнес-интригами.
В последние годы предприниматель Глеб Кохв, который в 2003 году постороил первый в Силламяэ торговый центр нового типа, почувствовал дискомфорт от стиля управления городом. Бизнесмен считает, что городская власть проявляет к некоторым предпринимателям особое отношение, рассказывается в сюжете выходящей на телеканале ETV+ программы журналистских расследований «Инсайт».
Главный конкурент Кохва — фирма Aragats — является собственником нового торгового центра и получила разрешение на строительство еще одного.
Сын владельца Aragats Вануша Карапетяна — Араик Карапетян — член горсобрания Силламяэ, член правовой комиссии горсобрания и заместитель председателя комиссии по развитию, которая занимается в том числе и детальными планировками.
Араик Карапетян ответил на вопросы «Инсайта» письменно, пояснив, что «если кто-то и ведет торговые войны, то это точно не фирма Aragats или ее представители». Сам он как житель города и депутат радуется любой инвестиции в родной город.
Чем же объясняется разница в ощущениях бизнесменов от условий работы?
«Видимо тем, что у нас нет представителя в правящей коалиции, то есть в Центристской партии, в горсобрании», — говорит Глеб Кохв.
Закон о противодействии коррупции запрещает в таких случаях голосовать. Карапетян пояснил, что во всех случаях, где даже отдаленно просматривался конфликт интересов, он брал самоотвод и в голосовании не участвовал.
Претензиии к городу: аукцион, подземная парковка, обмен земли
По словам Кохва, участок в центре города можно было продать дороже, чем за 22 тысячи евро, как его продали Карапетяну. По мнению Кохва, нужно было выставлять этот большой кусок земли на аукцион.
«Думаю, что в аукционе участвовало бы минимум пять компаний. И цена стартовая была бы выше в разы», — отмечает Кохв.
Но фирма Aragats построила одноэтажный торговый центр, получив участок в собственность без аукциона.
По поводу непроведенного аукциона Араик Карапетян пояснил: «Судьба данного участка была решена во время детального планирования. В планировке описывался и процесс передачи собственности на данный участок. Если мне не изменяет память, то во время детального планирования ни у кого этот момент не вызвал вопросов, в том числе и у прежнего собственника — Земельного департамента».
«Когда есть определенные обстоятельства, то можно продать и в разрешительном порядке. Когда мы просили государство передать нам этот участок земли, то мы указывали, что намерены передать его для развития и в обмен получить другой участок. Государство нам на таких основаниях и передало землю», — комментирует мэр Калберг.
Итак, государство и город не возражали против прямой продажи, к тому же участок на бульваре Виру, 5а имеет неудобное расположение, поэтому решили вопрос без аукциона. А вот Глеб и Анна Кохвы все же считают, что фирма Aragats получила хороший участок на льготных условиях.
«Ну потому что цена была не очень высокая. Я могу сказать, что мы купили 2800 метров где-то в районе 60 тысяч евро. А тут всего 22 тысячи евро», — возмущается руководитель OÜ Kaubakeskus Анна Кохв.
Вторая претензия Кохвов. Собственник нового торгового центра должен был построить подземную парковку, но не построил, то есть не выполнил требования утвержденной детальной планировки. Этот факт подтверждает и отдел планировок Министерства финансов.
Специалист горуправы Силламяэ Анатолий Шпаковс утверждает, что никакого нарушения нет, ведь построен был только один этаж, а не четыре, поэтому и не понадобилось строить подземную парковку.
Однако, Как пояснили в Йыхвиском отделе планировок Министерства финансов, нормы Строительного кодекса и Закона о планировках не позволяют после утверждения детальной планировки и условий строительства их менять, даже если парковочных мест хватает для того объема, который построен.
«Были и другие причины, почему не построили парковку. После проведения геодезического исследования выяснилось, что на глубине 1-2 метров начинается слой плитняка. Строительство стало бы слишком дорогим. Для одноэтажного здания это было нерационально. Кроме того, если бы при одноэтажном здании была такой же площади парковка под землей, то было бы сложно, если вообще возможно, достичь требуемого класса энергоэффективности», — поясняет Калберг.
Еще одна претензия Кохвов связана с обменом земли. «Мы считаем, что обмен земли на бульваре Виру, 5 был произведен нечестно. То есть город отдал кусок земли размером 1860 метров и получил обратно в обмен 513 метров», — говорит Анна Кохв.
Араик Карапетян в ответ уточняет, что обмена не произошло. «Город перепродал участок большего размера и получил безвозмездно меньший участок», — отмечает депутат горсобрания.
«Это было даже не равноценно, а выгодно городу, так как мы продали за деньги участок и получили взамен еще бесплатно участок, на котором пешеходная зона, и девелопер взял на себя обязанность его обслуживать», — вторит ему мэр Калберг.
Борьба за дорогу
А какое вообще дело Кохвам до чужого имущества? Они считают, что их бизнес страдает из-за того, что город ведет политику протекционизма.
«Детальная планировка касается нашего торгового центра, который находится на бульваре Виру, 35. Нам по детальной планировке хотят закрыть прямой въезд с шоссе Таллинн-Нарва. К сожалению, наши пожелания не были приняты во внимание. Никаких компромиссов, никаких обсуждений с нами», — говорит Анна Кохв.
«Это решение расписано в детальной планировке Таллиннского шоссе, есть заключение экспертов, — парирует Шпаковс. — Если бы решал город, то он оставил бы все въезды. Ведь частично закрываются и перекресток Румянцева, и Таллиннское шоссе. Мы бы тоже хотели, чтобы это было открыто. Но есть стратегические задачи при развитии автотранспорта в республике».
«Мы подали жалобу на первичную защиту своих прав, но, к сожалению, в суде мы проиграли. Судимся мы сейчас. Оспариваем детальную планировку, судимся за сохранение прямого выезда и въезда по улице Кауба», — говорит Анна Кохв.
Глеб Кохв планировал развивать еще ряд объектов на соседнем участке, который готов был попробовать выкупить у города с аукциона.
«Планировалось построить автомойку и заправку дополнительно с рестораном быстрого питания. В плане было строительство парковки для автобусов. Это дало бы довольно-таки большой туристический поток в этом месте. Городу бы это дало дополнительно 60 рабочих мест», — утверждает Глеб.
Но для этого проекта остается проблемой возможное закрытие заезда.
«Поскольку мы проиграли суд, у города есть право в любой момент эту дорогу сейчас закрыть. Надеюсь, что они этого не будут делать до конца судебного процесса, но такое право у них по закону есть», — отмечает Анна Кохв.
Предприниматель Глеб Кохв чувствует, что его выдавливают из города с его бизнесом.
«Также непонятен выбор фирмы проектировщика. В Artes-Terrae архитектором является родственник мэра. Эта фирма в основном занимается ландшафтными дизайнами. Проектированием парков и небольших улиц. В их портфеле не было ни одной большой детальной планировки, касающейся дорог для развития города», — поясняет Анна.
По словам Анны, две независимыe экспертизы подтвердили, что проект абсолютно сырой, недоработанный.
Это утверждение мэр Калберг прокомментировал так: «Заказ услуг происходит на основании закона о госзакупках. И в тот раз при заказе услуг были соблюдены нормы закона. У этого предприятия очень большой опыт, у работников есть ученые степени в нескольких отраслях. В основном речь идет о преподавателях по своей специальности. У Глеба Кохва нет квалификации, чтобы комментировать этот вопрос».
По словам мэра, при составлении проекта пройдена проверка со стороны строительного надзора и независимого эксперта.
А почему бы Кохву не продать центр и не увести бизнес из Силламяэ, если, по его мнению, в городе так плохо с законностью?
«Будет хороший покупатель — обязательно продам. Намучился уже в этом городе с 2003 года прилично», — отвечает Глеб.