Канцлер юстиции недоволен происходящим в Силламяэском детдоме

Канцлер юстиции недоволен происходящим в Силламяэском детдоме

Канцлер юстиции не считает правильным то, что воспитанники силламяэского детдома «Лоотус» живут в тесноте, что малыши в рабочие дни находятся в круглосуточном детском саду и что, по словам ребят, их наказывают, запирая в комнате.

Во время встречи с канцлером юстиции Алларом Йыксом воспитанники третьей группы детдома «Лоотус» поведали ему, что для наказания их сажают под замок. Поскольку такое наказание противоречит конституционному праву на неприкосновенность и свободу личности, канцлер юстиции попросил руководство детдома проверить, соответствуют ли истине слова детей.

Не удалось доказать

Директор «Лоотуса» Светлана Багеева сказала, что для выяснения истины в детдоме провели расследование, но в ходе его не удалось выяснить, запирали ли кого-нибудь вообще, а если да, то кого.

— Был только один случай, о котором, может быть, и говорили: воспитательница не разрешила одной пьяной 13-летней девочке выйти из своей комнаты и идти в телевизионную комнату мешать другим, — отметила Багеева. Она признала, что воздействовать на детдомовцев или призвать их к порядку не всегда просто, ведь речь идет о много переживших детях со сложной судьбой.

— Чтобы повлиять на них, мы не раз говорим с ними и объясняем им. Кроме того, можно отправить их на консультацию к социальному работнику, психологу или спецпедагогу. Тех, кто уже оказался не в ладах с законом, отправляют в комиссию по делам несовершеннолетних, которая и решает дальнейшую судьбу ребенка. Самым строгим средством воздействия является отправка в спецшколу, — пояснила Багеева. По ее словам, один мальчик из их детдома был отправлен в Тапаскую спецшколу, но насколько известно директору, мальчик сейчас в бегах.

Багеева сказала, что очень уважает работу детдомовских воспитателей, ведь для каждого ребенка и в случае любого конфликта им приходится находить те самые правильные слова.

— Дети очень хорошо знают свои права, и по сути мы не вправе что-то им запрещать. В виде наказания мы можем лишь ограничить, к примеру, время просмотра телевизора или прогулки, — отметила директор.

Сложная тема

Главный специалист Ида-Вирумаа по защите детей Андрес Юлле сказал, что вопрос воздействия на воспитанников детдомов или наказания их — сложная тема, и однозначное решение тут предложить трудно.

— Ясно, что физическое наказание — это никуда не годится, да и запирать детей где-то — по-моему, тоже слишком, — отметил Юлле.

По его словам, воздействие зависит от конкретного проступка. Если ребенок что-то сломал или изрисовал, то должен сам исправить испорченное, а если это ему не по силам, то участвовать в процессе исправления испорченного. А если ребенок обидел другого ребенка, то ведь в детдоме имеются обученные социальные работники и психологи, также воспитатели, которые сумеют помирить их, рассуждал Юлле.

— Запирать пьяного ребенка, может, и покажется правильным в отношении других детей, но в то же время оставленный в одиночестве ребенок может повести себя неадекватно, так что это тоже неправильно, — отметил Юлле. Он сказал, что во многом от компетенции воспитателя зависит то, как он справляется с детьми, и персоналом детдома соответствующее обучение все же, как он надеется, пройдено.

— Хотя обучение нередко платное и в нем не всегда участвуют, — сказал Юлле. По его словам, важно, чтобы персонал детдома осознавал: их подопечные росли в очень сложных семьях — и этих ребят надо попытаться понять.

— Но зачастую различные способы наказания остаются известными лишь в стенах детдома и мы о них никогда не узнаем, — признался Юлле.

В круглосуточном детсаду

Второй момент, на который канцлер юстиции обратил внимание, — то, что шесть малышей из детдома и приюта «Лоотус» в будни находятся в круглосуточном детском саду.

— Посещение детсада важно для развития социальных способностей ребятишек и возможности жить в таком же жизненном ритме, как дети из обычных семей, — сказала советник канцлера юстиции по связям с общественностью Яна Падрик. — В то же время, если малыши пять дней в неделю находятся в детсаду и два дня — в учреждении опеки, то у них не возникает достаточного чувства дома и безопасности, что особенно важно с точки зрения развития маленьких детей.

Падрик сказала, что министр образования и науки и министр социальных дел подтвердили канцлеру юстиции, что детсадовская круглосуточная группа должна быть, следуя интересам детей, лишь исключительной вспомогательной мерой, которую надо использовать в исключительных случаях — например, при необходимости особого ухода, в случае сменной работы родителя-одиночки и т.п. В случае ребят из детдома и приюта подобных чрезвычайных обстоятельств нет, поскольку учреждение опеки должно обеспечивать достаточный уход.

Светлана Багеева сказала, что причиной пребывания малышей в круглосуточном детсаду было желание предоставить детям, живущим вшестером в маленькой комнате, немного больше пространства для проживания.

Теснота и жилищные условия — вот третье, что надо исправить в детдоме, отметил Йыкс. Особенно в тех группах, где проживают до восьми детей в комнате. Йыкс обратил также внимание на то, то для детдомовцев надо составить предусмотренные законом индивидуальные программы развития.

Багеева пояснила, что основная причина этих проблем — нехватка денег, не позволяющая сделать в детдоме необходимые ремонт и пристройку.

— Мы надеемся с помощью горуправления найти выход из этого положения, — сказала она.

Канцлер юстиции пообещал через полгода проконтролировать выполнение сделанных замечаний.

Эрика ПРАВЕ, pohjarannik.ee, 01.07.05

12:25
290
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!