Бесславный конец силламяэского завода по переработке отходов
ЦИОС требует от «Ecocleaner» почти 800 тысяч евро
Центр инвестиций в окружающую среду (KIK) требует от фирмы, шесть лет назад основавшей в Силламяэ завод по переработке отходов, вернуть полученную субсидию. Вместе с интрессами сумма составляет 790000 евро.
Пять лет назад Томми Биене видел будущее запущенного в Силламяэ завода по обработке отходов светлым и надеялся, что через некоторое время там будут перерабатываться отходы со всего Ида-Вирумаа.
KIK представил в суд иск против ТОО «Ecocleaner Sillamäe», чтобы получить выданные для производства топлива из отходов субсидии. «Ecocleaner», построивший на силламяэской свалке первый в Эстонии завод по производству топлива из отходов, получил от KIK на приобретение техники субсидию в размере 614000 евро. С учетом интрессов, KIK требует вернуть 790000 евро. Требование обосновывают тем, что, в соответствии с заключенным в конце 2007 года договором о целевом финансировании, «Ecocleaner Sillamäe» должен был использовать средства по целевому назначению в течение не менее пяти лет, однако этим летом предприятие начало процедуру ликвидации.
— Мы еще не видели иска, а утверждение о нецелевом использовании субсидии – очень произвольная трактовка, – говорит член правления «Ecocleaner» Томми Биене. – Мы переработали 40000 тонн отходов, а также производили топливо и настилочный материал, используемый для рекультивации. Последний будут использовать сейчас при закрытии силламяэской свалки.
По словам Биене, благодаря заработавшему в 2008 году заводу Ида-Вирумаа стал одним из немногих уездов Эстонии (если не единственным), где на рынке отходов существовала конкуренция, помогавшая сдерживать цены. «Посмотрите, что произошло с ценами на прием отходов на Уйкалаской свалке, когда ее выкупил Осипенко и перестал привозить нам отходы», – решение «Ekovir» доставлять в дальнейшем отходы только на свалку Уйкала повлияло, по его словам, не только на «Ecocleaner», но и на отходное хозяйство уезда в целом.
Слишком мало отходов
Технологические проблемы «Ecocleaner» преодолевал постоянно. Это стало одной из причин, почему идея построить аналогичный завод в Тартумаа так и не была реализована. Окончательный удар по предприятию нанесло принятое Николаем Осипенко в марте 2012 года решение перестать привозить отходы на силламяэскую свалку, после чего город Силламяэ расторг с «Ecocleaner» договор на услуги оператора.
— Мы не смогли обеспечить достаточное количество исходного материала для производства отходов, – говорит Биене. – В Эстонской Республике, к сожалению, не действуют директивы Евросоюза, согласно которым складированию отходов следует предпочесть их обработку.
Другая причина, по его словам, заключается в том, что Министерство окружающей среды отказалось от данного шесть лет назад обещания, что массового сжигания отходов в Эстонии не будет. «Теперь у нас есть Ируская станция, где цены на прием отходов остаются ниже 20 евро, несмотря на крупные инвестиции. В Швеции, например, эта цена составляет от 40 до 50 евро, причем в случае давно амортизированного оборудования».
Обвинять в своих бедах другие предприятия Биене все же правильным не считает: «Речь идет о рыночной ситуации; за эти шесть лет в сфере обработки отходов произошел серьезный перелом, результатом которого стало то, что утилизация отходов практически исчезает».
«Ecocleaner» попытался продолжить деятельность, несмотря на трудности: например, попросил у KIK разрешение на ввоз отходов из-за границы, на что получил «очень невразумительный и нечеткий ответ». Теперь, когда имущество «Ecocleaner Sillamäe» арестовано, возможность, что фирма может использовать оборудование с целью заработать деньги в другом месте Эстонии или, например, за границей, исключена.
Иск стал неожиданностью
Томми Биене считает, что иск KIK необоснован: «Субсидию нам выплачивали в несколько этапов в 2008-2009 годах. В договоре о целевом финансировании нет ни слова о том, с какого момента начинают действовать эти пять лет. В течение всего периода работы мы использовали это оборудование по целевому назначению, и хотя начата процедура ликвидации предприятия, сейчас оно по-прежнему числится в Коммерческом регистре. Кажется очевидным, что нас хотят подтолкнуть к банкротству».
Биене заверил, что они постоянно уведомляли KIK о своих действиях и KIK неоднократно их проверял. «Так что этот иск стал для нас полной неожиданностью, и хотя дальнейшую судьбу решать юристам, сценарий кажется пока очень черным».
По оценке второго члена правления «Ecocleaner» Индрека Пааля, от продажи приобретенного на средства субсидии оборудования можно максимально выручить 100000-150000 евро. «Так как эти дробилки и линии предназначены для очень конкретного проекта, то для покупателя недвижимости первым критерием является не цена, а то, сможет ли он ее использовать», – говорит он.
Переработанные отходы — для покрытия свалки
В мае 2013 года KIK решил выделить на закрытие силламяэской свалки чуть более миллиона евро. Вступившая в июне в силу поправка к Закону об отходах продлила срок приведения закрытых свалок в порядок до конца 2015 года.
Несколько недель назад Департамент окружающей среды дал разрешение использовать в проекте по закрытию силламяэской свалки механически обработанные отходы. Для города Силламяэ это означает экономию до миллиона евро, так как в случае негативного решения городу пришлось бы финансировать вывоз 15000 тонн отходов. Потребовать покрыть эти расходы город мог бы от «Ecocleaner», но у предприятия нет средств.