Жители Силламяэ рубят сук, на котором сидят?
С наступлением кризиса всегда обостряются старые проблемы. Что делать с так называемыми градообразующими предприятиями? Как бизнесу, горожанам и городским властям Силламяэ, в котором недавно выплыла на публичное обсуждение проблема расширения порта вглубь территории города, найти выгодное для всех сторон решение?
В советское время очень часто города строились вокруг заводов, фабрик, скважин, месторождений… Эти предприятия первыми попали под удар в начале восстановления независимости Эстонии. Они были очень неэффективные, и для их существования исчезли экономические причины. Но от них зависели судьбы очень многих людей. При остановке предприятия люди не могли найти работу, потому что в городе зачастую не было необходимого количества свободных вакансий. Географическая мобильность людей часто была нулевая. Когда градообразующее предприятие начинало испытывать проблемы, вся остальная экономика города тоже гибла. Посёлок Азери – ярчайший тому пример.
Так, в течение 2007-2009 годов единый строй моногородов по всей Эстонии оказался под угрозой банкротства. Кехра был лишен налоговых поступлений после остановки крупнейшего в Эстонии целлюлозно-бумажного комбината, Тамсалу — после банкротства завода по производству куриных яиц. «Летняя столица» Эстонии Пярну была вынуждена сократить городской бюджет 2010 года на 20%, для чего пришлось отключить каждый второй уличный фонарь, а «зимняя столица» Эстонии Отепя подала заявку об исключении из Союза городов Эстонии, членство в котором требует ежегодного взноса. В январе 2010 года угроза банкротства нависла и над градообразующей судоверфью в Локса — уведомление об увольнении получили более 500 ее работников. Позднее предприятие было перекуплено и продолжило работу.
В апреле нынешнего года закрылось градообразующее предприятие по переработке торфа AS Tootsi Turvas в округе Тоотси, уволено без малого 50 работников – каждый пятый работающий в округе. Финские хозяева из фирмы Vapo объяснили закрытие тем, что на рынок пришел более недорогой торф из Белоруссии.
Весной опасность увольнения нависла более чем над 600 работниками Kiviõli Keemiatööstus. Мэрия Кивиыли и профсоюз работников обратились с открытым письмом о помощи к правительству и парламенту Эстонии. По оценкам авторов письма, в случае закрытия предприятия и массового увольнения работников в Эстонии появилась бы ещё одна «зона бедствия», обусловленная градообразующим статусом закрываемого предприятия.
Правительство Эстонии на практике не занимается проблемой «моногородов» Эстонии, объясняя такое невмешательство «правилами либеральной экономики». Это за 20 лет хорошо усвоили региональные власти. Видимо, поэтому в Вирумаа заметно выделяются города Кунда и Силламяэ, сумевшие на своей территории создать условия для развития портов. Нет, кризис, конечно, не обошёл стороной и их, но экономический удар оказался не столь болезненным. Так или иначе, но товары всегда будут двигаться в обе стороны от границы, особенно между ЕС и Россией.
И вот на этом фоне разгоревшийся в Силламяэ скандал видится со стороны особенным. Поводом к нему послужило инициированное Силламяэским портом предложение горуправы не сохранять за кварталом по улице Сытке статуса территории с ценной культурно-исторической средой. Тот, кто более или менее знаком с планировками, сразу поймёт, что данная просьба обусловлена желанием порта к дальнейшему своему развитию в Силламяэ. И снятие различных ограничений при строительстве или реновации обеспечит не только финансовую экономию, но и поступательную скорость. А в наш век сумасшедших скоростей время – один из самых дорогих и невосполнимых ресурсов.
Нисколько не сомневаюсь, что у инициативной группы общественности, не согласной с этим предложением, есть свои весомые аргументы в защиту исторической застройки. И один из них – это сохранение буферной зоны между портом и городом. Любая промышленная зона, к коим относится и порт, доставляет массу неудобств жителям прилегающей территории. Не секрет, что при интенсивном расширении производства вопросы экологии, безопасности, комфортного проживания горожан часто оказываются далеко не на первом месте в списке приоритетов предприятия. Да и город Силламяэ не входит в число курортов с чистым воздухом и здоровой природой.
Как не покажется странным, но данное противостояние является хорошей основой для развития диалога между предпринимателями и горожанами. Конфликт интересов поможет найти тот баланс, когда развитие предпринимательства не останавливается, а горожане ещё готовы мириться с экологической ситуацией. Это предупредительный сигнал для крупных бизнесменов, ведь планка требований к вопросам безопасного проживания со стороны жителей с ростом благосостояния с каждым годом будет повышаться. Если не учитывать эту тенденцию, то потом будет поздно искать виновных в потере бизнеса.
Посредником в таком диалоге должна выступать местная власть. Допускаю мысль, что силламяэская мэрия имеет хороший опыт поведения в период экономического кризиса, но не развития. А этот конфликт как раз относится к конфликтам развития. Ну, так на то оно и бремя власти, чтоб «шишки» набивать. «Мы так долго говорили о необходимости развития социально-активного общества, что не заметили, когда оно проснулось и предъявило свой счёт», — этой фразой можно полностью описать ситуацию, в которой оказалась местная власть на последней встрече с жителями своего города при обсуждении аргументов в пользу сохранения улицы Сытке.
Хочется пожелать всем заинтересованным сторонам здравомыслия в поиске приемлемого решения. Предпринимателям — терпения и уважения к горожанам, то бишь своим работникам, местной власти — усердия и работоспособности, а инициативной группе — не уподобиться человеку, который пилит сук, на котором сидит, даже если этот сук и кажется насквозь прогнившим. Не верите, тогда смотрите начало статьи...
Геннадий Афанасьев, err.ee, 27.07.11
Силламяэским властям предложили создать для сохранения «сталинских» домов ЦУ
Оппозиционно настроенные силламяэские общественники настаивают, что окраинная улица Сытке должна остаться в зоне исторической застройки города, поскольку усматривают в предложении исключить ее оттуда чуть ли не первый шаг к тому, чтобы отдать эту часть города порту.
Силламяэ готовится придать своим кварталам сталинского неоклассицизма статус градостроительно ценной среды, для чего будет установлена соответствующая тематическая планировка. Улица Сытке, расположенная на северо-западе города, вблизи завода «Силмет» и порта, поначалу была включена в этот ареал, порт предложил ее исключить, горуправа с этим согласилась, а общественность, которая ранее уже проявила себя в борьбе за чистоту городского воздуха, воспротивилась.
На состоявшемся в понедельник очередном публичном обсуждении планировки общественники сказали, что им непонятны аргументы за исключение этой улицы, не нравится, что городские власти пошли в этом вопросе практически на поводу у порта, и выразили мнение, что у Сытке, сегодня безлюдной и законсервированной, все же есть потенциал развития, а у домов — историческая ценность. Ведь отсюда начинался современный город.
— Мы боимся, что после исключения этой улицы из зоны исторической застройки дальше может произойти ее отчуждение, — ответили активисты на заверения чиновников горуправы о том, что планировка никоим образом не решает вопрос продажи. — Если сама планировка этих вопросов и не решает, то является первым шагом в данном направлении. Мы видим, какие «уши» тут «торчат».
По мнению горожан, из пустующего жилфонда на Сытке можно сделать гостиницы, либо офисы, либо эксклюзивное жилье. Правда, последнее поддерживают даже не все активисты — все-таки речь о санитарной зоне предприятия.
— На самом деле, с улицы Сытке народ стремился уехать, и мы по максимуму эту программу реализовали. Люди в этом районе жить не хотят, даже если мы сделаем из него «конфетку», — сказал вице-мэр Александр Канев.
Городские власти, впрочем, повторили, что у Силламяэ денег на приведение находящихся в плохом состоянии домов нет (на это потребовалось бы около 3 миллионов евро), а инвесторов улица Сытке пока не интересует. Нет даже желающих взять эти здания в аренду.
Общественники парировали, что муниципалитет должен не ждать, пока инвесторы придут, а искать их активнее.
— Проще всего поднять руки и сказать, что поисками инвесторов пусть занимается порт. Чтобы развивать весь старый город, для которого создается планировка, мэрии надо создать специальное целевое учреждение, — посоветовал горожанин Игорь Яковлев. Александр Канев сказал, что такое ЦУ потребует и средств, и персонала. По мнению Марины Боржицкой, деньги на декларируемое сохранение исторического облика Силламяэ 40-50-х годов надо планировать в городском бюджете, а не надеяться, что дома отреставрируют только сами жильцы.
Что хочет порт?
Почему порт просит квартал Сытке исключить из планировки — об этом говорится в письме АО «Силламяэ Садам», датированном еще 21 января 2010 года.
«Всесторонняя реализация программы развития города возможна только в случае, если имеющаяся градостроительно ценная зона, или т.н. старый город, будет подлежать сохранению в прежних границах и таким образом, чтобы было обеспечено и развитие приморской зоны (прежде всего, сохранение возможностей создания и развития пассажирской, яхтенной и лодочной гавани), — говорится в нем. — (…) следует создать условия для открытости города морю, ликвидировать непосредственно находящиеся на берегу строения и сооружения, а также открыть вид на порт. Квартал Сытке со своими разрушенными баракоподобными строениями не относится к тому архитектурному ансамблю, чье сохранение город согласно программе развития выдвинул приоритетом».
В письме также говорится о важности для туризма планов развития портовой инфраструктуры: «решающее значение при этом имеет, прежде всего, реализация плана расширения пассажирского терминала и связи его с городом — через возведение в непосредственной близости от пассажирского терминала парковочных площадок и других необходимых для обслуживания пассажиров зданий и строений».
Член правления порта Маргус Вяхи сказал «ИП», что планов покупать территорию улицы Сытке и что-то строить на ней у порта нет, но через несколько лет планируется перенести ближе к городу и к нынешнему пассажирскому терминалу причал для пассажирских судов.
Участники обсуждения решили продолжить разговор о судьбе улицы Сытке с участием представителей порта. Если компромисса все же найти не удастся, судьбу планировки будет решать уездный старейшина.