Жители Силламяэ более 10 лет оплачивают чужие счета, получая взамен ржавую воду

Жители Силламяэ более 10 лет оплачивают чужие счета, получая взамен ржавую воду

В Силламяэ, многие жители которого работают за минималку и проживают в полузаброшенных многоквартирных домах, проблема завышенных счетов за воду сомнительного качества не решается уже много лет. Огромные потери воды водоканал вешает на шею мало-мальски платежеспособных собственников. На ремонт давно амортизрованного водопровода у квартирных товариществ нет денег.

Депутат горсобрания Силламяэ Олег Култаев считает, что жители города годами вынуждены переплачивать за грязную воду потому, что их соседи не платят по счетам. При этом городской водоканал проблему отрицает и утверждает, что действует исключительно в рамках закона, даже тогда, когда на сторону горожан становится суд.

С этой проблемой Силламяэ живет уже 13 лет. Дело в том, что коэффициент, по которому рассчитывается плата за водоснабжение, постоянно растет.

Говоря простым языком, коэффициент — это дополнительная плата за воду, которая высчитывается, исходя из разницы между показаниями общедомового счетчика и суммой показаний внутриквартирных счетчиков всех жильцов. Например, человек потребил 4 кубометра воды, а заплатил за 5,4, то есть счет у него на треть больше реального потребления.

По словам Олега Култаева, 1,4 кубометра, это 7 наполненных ванн. В случае самого Култаева, в одной только его квартире таким образом каждый месяц «терялось» по 5-6 кубометров воды. А со всего дома при таких же «пропажах» можно насчитать от 150 до 200 кубометров в месяц.

В местном водоканале Sillamäe Veevärk утверждают, что причина — в воровстве. «Тут у нас люди русскоговорящие, в основном, советской закалки. Поэтому они… голь на выдумки хитра, как говорится. Есть возможность обходить контролирующие системы», — говорит председатель правления фирмы Виктор Родкин, намекая на то, что люди просто пользуются водой в обход счетчика. В одной квартире есть счетчики, а в другой их нет.

Решение проблем за чужой счет

Все счета с коэффициентами выставляются на конкретное имя собственника квартиры. Это значит, что между сторонами есть прямой договор.

При этом, Sillamäe Veevärk утверждает, что следить за соблюдением условий договора не может и поэтому была вынуждена ввести систему коэффициентов.

Кроме того, представитель фирмы периодически осуществлял проверки показаний счетчиков. Правда, лишь у тех, кто впускал в квартиру.

В итоге обсуждение обоснованности проверок дошло до суда.

Суду были представлены данные за полтора года, по которым видно, что так называемые потери возникают тогда, когда кто-то вовремя не подал данные для составления счета.

Суд счел, что так как нет договоренности собственников квартир о применении коэффициента, у водоканала не было оснований его рассчитывать.

Водоканал с этим решением не согласился и стал искать обходной путь: он и рад бы работать с квартирами отдельно, но Департамент конкуренции запретил. Таким образом, было решено применять коэффициент, то есть заставлять платить за соседа вместо того, чтобы договориться о повышении цены на воду с учетом потерь.

«Предприятие водоснабжения не может вводить дополнительных плат. Именно Департамент конкуренции устанавливает цену за кубометр, и предприятие не может выставлять клиенту счета ни за какие дополнительные услуги», — поясняет и.о. директора Эстонского союза предприятий водного хозяйства Пилле Арма.

Масштабы бедствия впечатляют

По словам Култаева, на конец 2015 года примерно к 140-150 домам в Силламяэ применялась вышеизложенная схема. Возникла эта проблема более десяти лет назад.

Утверждать наверняка, что она затронула почти всех жителей Силламяэ невозможно в силу того, что в редакцию «Инсайта» попали счета лишь десятка домов. Однако Култаев утверждает, что в результате незаконного применения коэффициентов, за десять лет горожане переплатили водоканалу миллионы евро.

На сторону водоканала встал Союз предприятий водного хозяйства, который утверждает, что в данном случае нельзя говорить о каком-то преступном умысле: «Если в домашней системе канализации есть протечки или кто-то незаконно пользуется водой, то есть не вся вода проходит через счетчик, то предприятие водоснабжения не обязано нести убытки».

При этом в некоторах домах Силламяэ потери воды доходили до 70%, а счета выставлялись на имя конкретного человека.

Если верить Култаеву, более десяти лет практически во всем городе действовала коллективная ответственность за неизвестно чьи грехи. Сейчас, по заверениям водоканала, эта практика прекратилась, хотя редакция располагает счетами с коэффициентами, которые датированы текущим годом.

Интересно и то, что потери воды, которыми водоканал объяснял необходимость введения коэффициентов, сохранялись и в домах, которыми управляло местное муниципальное обслуживающее предприятие МЕКЕ. Однако стоило лишь организовать в проблемных домах квартирные товарищества, как потери куда-то испарялись.

То ли нефть, то ли томатный сок

В Силламяэ не так давно меняли магистральный трубопровод и это, по официальной версии, существенно улучшило качество воды.

Однако, по словам Култаева, после сдачи проекта цель достигнута не была и вода в городе питьевой так и не стала. «Вода стала хуже. Если раньше фильтры были просто рыжие от ржавчины, то теперь они черные», — говорит он.

О плохом качестве воды говорят и другие жители города. «В одной части города может идти более-менее приличная вода, в другой — люди жалуются на грязную воду. У нас периодически идет не столько ржавая, сколько пахнущая водорослями вода».

Водоканал же утверждает, что по результатам анализов большинство показателей воды улучшилось, а грязные фильтры объясняются старыми трубами в домах, в большинстве из которых они не менялись уже лет пятьдесят.

Фирма МЕКЕ, которая помимо прочего занимается обслуживанием систем водоснабжения, утверждает, что готова менять трубы – вопрос в собственниках, которые должны профинансировать работы, собрав деньги на ремонт.

Однако люди не спешат отдавать свои деньги, а управляющая компания не может их убедить в необходимости ремонта.

«Ремонтных фондов как таковых вообще нет. Если и есть, то там одни центы. Как управляющая компания, Meke Sillamäe говорила о необходимости создать ремонтный фонд, планировали сдавать по 5 центов с квадратного метра», — говорит председатель квартирных товариществ Тамара Черникова.

«У нас фонда вообще практически не было, потому что люди не платежеспособны. Многие работают на минималку, — поясняет главный инженер AS Meke Sillamäe Сергей Плишкин, — а дома в старом фонде строились без фундамента, так называемый ленточный фундамент. Все водопроводные трубы находятся под полом первого этажа. Чтобы заменить трубы, нужно вскрыть полы во всех квартирах по всему периметру дома, чего жильцы сделать не позволят».

Иными словами, одна муниципальная компания заставляет платить не только за воду, но и за грехи соседей, а другая не может убедить жителей собрать деньги на ремонт труб пришедших в негодность уже в прошлом столетии. На все это годами смотрят городские власти, которым, кажется, уже давно пора вмешаться. Но нет. Видимо, жителям Силламяэ и дальше придется покупать грязную воду по завышенной цене.

14:10
405
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!