Ветераны и одноклассники почтили память Михаила Румянцева
Ветераны воздушно-десантных войск, родные и одноклассники Михаила Румянцева, геройски погибшего в 1983 году в Афганистане, собрались у советского военного мемориала в Синимяэ возле его могилы.
14 августа — день рождения старшего лейтенанта Румянцева, именем которого названа одна из улиц его родного Силламяэ. Выпускник Силламяэской школы Михаил Румянцев поступил в Рязанское воздушно-десантное училище. При выполнении специального задания на территории Афганистана он погиб 14 февраля 1983 года. Останки воина были отправлены на родину и захоронены у мемориала, где в братской могиле покоятся свыше 2000 советских солдат, погибших при освобождении Эстонии от фашистов.
Традиционно в день рождения Михаила Румянцева его родные, друзья, одноклассники приходят сюда, чтобы поддержать его маму — Зинаиду Михайловну. Традиционно служится панихида. На этот раз ее отслужил священник Куремяэского Пюхтицкого монастыря отец Вячеслав. Ветераны ВДВ украсили могилу венками и цветами. Венок от ветеранов Афганистана возложил председатель Содружества ветеранов Второй мировой войны и локальных войн Кохтла-Ярве Валерий Тумко.
Затем мама Михаила Румянцева пригласила всех на поминальную трапезу в свой домик в Нарва-Йыэсуу. Одноклассники преподнесли ей фотографию, на которой Михаил снят вместе со своими боевыми товарищами.
Поднимая поминальную стопку, одноклассница Михаила — Маргарита сказала, что это ненормально, когда матери вынуждены оплакивать своих сыновей. «Сегодня, когда мы слышим, что на войну отправляются миротворцы, мы, родственники и друзья погибшего в Афганистане офицера, по-другому воспринимаем такие известия, чем те, кто не хоронил близких, погибших на чужбине. Мы желаем миротворцам выжить при выполнении своей миссии. Мы не хотим, чтобы где-то на земле звучало слово „война“.
А ребята в десантной форме хозяйским глазом осмотрели старый домик матери солдата. Они взяли над ней шефство. Построили в огороде летний душ, теперь вот смотрят, где что надо подлатать, починить.
Боевое братство десантников — это постоянная память. Это забота друг о друге. Это как бы и искупление своей вины перед матерями павших за то, что они остались живы, а их сыновья — ушли в вечный затяжной прыжок.
delfi.ee, 14.08.09
«Он был солнечным человеком…»
На прошлой неделе в Силламяэ состоялось мероприятие, которое, несмотря на его совершенно неофициальный характер, живет уже 26 лет. 14 августа силламяэсцы, знавшие Михаила Румянцева — его именем названа одна из улиц города, — отметили день рождения Михаила. Впервые в этом приняли участие и представители кохтла-ярвеского содружества ветеранов. Михаилу исполнилось бы 52 года. Ему было всего 25, когда его жизнь оборвала душманская пуля в Афганистане.
Михаил родился и вырос в Силламяэ, окончив здесь третью, ныне Ваналиннаскую, школу. После окончания Рязанского десантного училища он служил в Псковской воздушно-десантной дивизии и в Германии, затем был направлен в Афганистан, где и погиб, спасая товарищей, 14 февраля 1983 года. Он похоронен в синимяэском некрополе, рядом с Братской могилой советских солдат, и здесь 14 августа прошли панихида и возложение цветов на могилу Румянцева. Затем одноклассники, друзья и ветераны — и это тоже уже сложившийся обычай — посетили летний домик матери Михаила в Нарва-Йыэсуу.
Как рассказал «ИП» председатель кохтла-ярвеского содружества ветеранов Валерий Тумко, представители секции ветеранов-десантников уже кое-чем помогли матери Румянцева в обустройстве дачи и помощь эту продолжат.
— Мы хотим больше помогать в нашем регионе и другим семьям погибших в Афганистане, — сказал председатель ветеранской организации Кохтла-Ярве. — Правда, пока у нас нет точных данных, сколько их, но в регионе Кохтла-Ярве таких семей не менее десяти. Надеемся, в этом нас поддержат и консульство, и посольство России.
Память объединяет
Свое, особенно теплое отношение к Михаилу Румянцеву у его одноклассников, которые 14 августа каждого года съезжаются в Силламяэ из Эстонии и России. Нынче специально приехала даже женщина, живущая в данный момент в Швейцарии. Неудивительно, ведь, по словам одной из одноклассниц Румянцева Маргариты Барышевой, Миша с самого детства был яркой, заметной личностью.
— Солнечный и добрый человек. Еще в школе было видно, что он как-то «отмечен Богом». Хорошо рисовал. Мгновенно решал в уме математические задачи. Занимался спортом. Но хоть его школьные тетрадки и были изрисованы танками, самолетами и боями — никто из нас не предполагал, что он выберет себе военную профессию. Уже став офицером, он со смехом говорил нам: «Девчонки, вы идите в декрет, рожайте! Мое дело — родину и вас защищать».
Маргарита рассказывает, что погиб Михаил Румянцев, помогая своим однополчанам. Те попали под плотный огонь душманов — такой, что вынуждены были сутками лежать без движения, даже не пытаясь приподняться из-за скрывавших их от «духов» камней. К тому же, кончались и боеприпасы. Старший лейтенант Румянцев с боем прорвался к ним с тыла, ринулся на душманское укрепление… и был сражен. Один из участников того боя, ставший уже солидным военврачом, профессором, до сих пор на встречах памяти Михаила говорит: «Я живу на этом свете по его «паспорту».
С годами, по словам Барышевой, имя Румянцева и память о нем объединяют все больше людей. Например, несколько лет назад приезжал в Эстонию другой его однополчанин, передавший матери хранившуюся у него около четверти века записную книжку Михаила, которую тот вел в «Афгане». В ней он, между прочим, записывал и медицинские советы своего друга-военного врача. Могли ведь пригодиться, если бы в бою пострадал кто-то из подчиненных Румянцева.
— Сегодня опять идет война в Афганистане, и в ней участвует уже независимая Эстония. Нам, соприкоснувшимся со страшной стороной подобной войны, думается, что ни одно решение политиков не должно иметь такую высокую цену, как жизнь даже одного человека, — уверена Маргарита.
14 августа на могилу Михаила Румянцева его однокашники, как всегда, положили оранжевые цветы. Оранжевые, как солнечный цвет волос их друга, их вечно молодого «Рыжего».
Алексей СТАРКОВ, Инфопресс
Фото из архива автора и одноклассников М. Румянцева