У нефтеперерабатывающего завода есть перспектива
Один из собственников Силламяэского порта, известный петербургский бизнесмен Андрей Катков рассказал о плюсах Силламяэского порта, о том, почему он инвестирует в Эстонию и почему России невыгодно отказываться от грузоперевозок через порты стран Балтии.
Как вы относитесь к политике России в отношении морских портов на Балтике? Месяц назад в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин призвал развивать российские порты в нашем регионе. Некоторые российские эксперты восприняли это как знак того, что Кремль намерен полностью отказаться от транзита российских товаров через порты стран Балтии. Что вы думаете по этому поводу?
Думаю, что это декларация, России сложно отказаться от портов стран Балтии. Во-первых, грузооборот будет расти. Во-вторых, будет расти номенклатура грузов. Поэтому я полагаю, что без портов стран Балтии России будет трудно обойтись. Если последует политическое решение, что прекращаем и все, то это приведет к тому, что наши порты будут плохо работать. Не думаю, что можно эффективно руководить экономикой, принимая такие решения.
Отказ в административном порядке от портов стран Балтии не имеет экономического смысла! Да, в Усть-Луге построили отличный порт, и что, теперь построим еще один порт? Только конкуренция сможет определить эффективность того или иного порта.
А если Россия еще больше увеличит мощность своих портов в Финском заливе?
Думаю, что это трудно сделать. Более того, в перспективе морской порт Санкт-Петербурга (второй-третий по величине российский порт в Финском заливе – Я.П.) вообще закроют, поскольку в центре города, где земля очень дорогая, экономически невыгодно иметь такой порт.
Каковы перспективы Силламяэского порта, совладельцем которого вы являетесь?
Наш главный плюс – хорошее местонахождение, по сути, у (российской) границы. Мы можем бесконечно развиваться в западном направлении. И поскольку наш порт принадлежит частным собственникам, нам проще принимать решения. Нам троим (Каткову, его партнеру Евгению Малову и Тийту Вяхи – Я.П.) для этого даже не нужно собираться вместе, достаточно созвониться друг с другом. В этом тоже есть свой плюс.
Недавно я встречался в Санкт-Петербурге с известным экспертом по транзиту Андреем Карповым, который довольно скептично отозвался о перспективах Силламяэского порта, считая, что вы опоздали с его развитием. Что вы на это скажете?
Расскажу такую историю. Через пару месяцев после того, как мы открыли в Нарва-Йыэ-суу спа-отель Noorus, эстонский Налоговый департамент потребовал представить оценку стоимости проекта для производства определенных юридических действий. Одна из рекомендованных департаментом аудиторских фирм оценила стоимость проекта в ноль евро. На мой вопрос, почему проект получил такую оценку, мне ответили, что проект будет убыточным, так как было выбрано неперспективное место, бизнес-план неудачный, финансовая модель неверно рассчитана.
Несмотря на такую оценку, дела в отеле идут хорошо.
Аудитор, видимо, исходил из того, что последние 7-8 лет там никто ничего не строил. Думаю, что Карпов, оценивая местонахождение порта, рассуждает примерно так же.
Что вы думаете о перспективах строительства в Силламяэском порту нефтеперерабатывающего завода?
Фирма (Jukonoil), которая его строит, уже подготовила оценку воздействия завода на окружающую среду. На мой взгляд, это очень интересный проект. Цена на нефть низкая, и, по прогнозам, существенно расти не будет. При этом маржа нефтепереработки (refining margin) довольно высока, поэтому у завода есть перспектива. Следует учитывать, что в странах Балтии нет ни одного приличного нефтеперерабатывающего завода. Мажейкяйский завод в Литве старый, и у него очень неудачная логистика.
Снижение цен на нефть и экономический кризис не поставят строительство завода под угрозу срыва?
Что значит экономический кризис? В Европе полно свободных денег, их некуда девать, но никто не инвестирует в такие реальные проекты, как этот. На мой взгляд, завод имеет перспективу.
Почему вы так много инвес-тируете в Эстонии?
Трудно сказать… Эстония привлекательная страна в экономическом смысле. В Германии, например, уже все есть и все построено, а в Эстонии нет. У вас правильные законы, я имею в виду, например, нулевую ставку подоходного налога в случае реинвестиций. К тому же я люблю Эстонию, еще в детстве отдыхал с родителями в Нарва-Йыэсуу.
Ваш партнер Тийт Вяхи, словно лев, борется за то, чтобы эстонско-российские отношения были прагматичными. Вы верите в то, что отношения улучшатся?
Конечно, улучшатся, мы ведь соседи. Ведь так жить нельзя.
Андрей Катков – собственник заводов и гостиниц
Андрей Катков (60) известен в первую очередь как бывший деловой
партнер по нефтебизнесу российского олигарха Геннадия Тимченко.
В 1980-е годы Тимченко и Катков работали в Ленинградском отделении Министерства внешней торговли СССР. В конце 1980-х по их инициативе было создано экспортное торговое подразделение при Киришском нефтеперерабатывающем заводе. Это государственное предприятие, продававшее нефтепродукты за границу, было преобразовано в фирму Kinex. В 1990-е годы фирма стала известна как главный экспортер «Сургутнефтегаза». По данным российских СМИ, в 1999 году оборот Kinex составлял два миллиарда долларов.
В 1998-2004 годах Катков был председателем совета директоров банка «Россия».
В 2004 году Катков и Тимченко разделили сов-местный бизнес. Тимченко занялся нефтебизнесом, Катков вместе с Евгением Маловым, совладельцем Kinex, – проектами недвижимости и предприятием «Пеноплэкс», выпускающим теплоизоляционные материалы. В настоящее время компания «Пеноплэкс», конт-рольный пакет акций которой принадлежит Каткову, имеет семь заводов в России и один в Казахстане. В этом же году Катков и Малов приобрели по 25% акций Силламяэского порта, 50% акций принадлежит бывшему премьер-министру Эстонии Тийту Вяхи.
В опубликованном в сентябре прошлого года газетой «Деловой Петербург» рейтинге «Самые богатые люди Петербурга» Катков занял 79-е место. Его состояние оценивалось тогда в 10,6 млрд рублей (на тот момент 140 млн евро).
Кроме «Пеноплэкса» Каткову принадлежит предприятие «Невская мельница», выпускающее мучные изделия.
В Эстонии Катков известен как собственник спа-отеля Noorus в Нарва-Йыэсуу. Аналогичный Noorus’у спа-отель «Гранд Петергоф», также принадлежащий Каткову, расположен в Петергофе, и недалеко от него бизнесмен строит крупный гольф-комплекс.