Первый русский нобелевский лауреат ''покорил'' юных силламяэсцев игрой в городки

Первый русский нобелевский лауреат ''покорил'' юных силламяэсцев игрой в городки

Из нынешних силламяэских улиц, пожалуй, только две носят имена людей, в разное время реально связанных с этим городом. В том числе улица Академика Павлова. А вспомнить о великом физиологе нас побуждает недавний юбилей — в конце ноября 1904 года, то есть ровно сто лет назад, Иван Петрович Павлов первым из русских получил Нобелевскую премию. 

С мешком песка за плечами

В Петербурге к столетию первой «русской» Нобелевки недавно открыли памятник Павлову рядом с Институтом физиологии, носящим его имя. В Силламяэ никаких мероприятий по случаю юбилея не проводилось, хотя с этими краями Павлов был связан более четверти века. «Он отдыхал в Силламяэ, или, как тогда говорили, Силламяги, в течение 27 лет, вплоть до начала первой мировой войны»,- напоминает краевед, главный хранитель экспонатов Силламяэского музея Александр Пополитов. У Павлова была здесь собственная дача — сейчас это двор дома Сытке, 10, окраинный и не с лучшей репутацией район города.

По словам Пополитова, отдых Павлова в Силламяэ был размеренным, подчиненным строгому распорядку. Рано утром он вставал и отправлялся на берег моря, а возвращался на дачу… с песком. Тогдашних силламяэсцев это очень занимало. «Утром он шел на берег с большим мешком. Купался, загорал и наполнял мешок белым морским песком. Потом с тяжелой ношей за спиной шагал к даче, где посыпал песком ухоженные дорожки в саду. Какая бы погода ни стояла — жара или дождь, — мы всегда могли в определенное время увидеть нашего энергичного, с короткой бородкой соседа, несущего песок в мешке. Значительную часть дня он занимался работой в саду, и соседский сад всегда был в безупречном порядке»,- вспоминал в 1961 году на страницах журнала «Ээсти Лоодус» один из старожилов.

Привязанность к Силламяэ, похоже, осталась у Павлова на всю жизнь. Кроме достаточно известного сравнения «здесь, в Италии, пожалуй, так же красиво, как у нас в Силламягах», выраженного в письме жене с конгресса физиологов, Александр Пополитов приводит и другое. Когда 76-летний Павлов (то есть уже в 1925 году) поехал на южный курорт, то опять вспоминал далекий поселок на берегу Финского залива… «Вот уже истекает срок моего отдыха, а я им совершенно не доволен. Не было никакого дела, никакой цели, не то, что в Силламягах, а без этого мне скучно, неприятно», — писал ученый.

«Какой-то профессор, который собак изучает»

Еще одним занятием, наполнявшим силламяэскую жизнь Павлова, были его любимые городки. Павловская дача была центром, где собирались друзья и все желающие поиграть в эту игру, говорит хранитель городского музея. По воспоминаниям старожилов, своей страстью к городкам Иван Петрович Павлов покорил и сердца местной детворы. «Вскоре после приезда он организовал из здешних мальчишек две более-менее равные команды. Каждый день мы собирались в определенный час и начиналась игра. Победители не оставались без призов. Играл он всегда очень рьяно и мог так увлечь других, что состязания по городкам становились каждый вечер долгожданным событием. Можно было только удивляться умению, с каким 66-летний, чуть сутулый мужчина обращался с битой. Он прихрамывал, но это ни капельки не мешало игре»,- продолжал автор воспоминаний на страницах «Ээсти Лоодус».

Интересно, что детвора в начале века и не представляла, что играет с мировой знаменитостью. «Это какой-то профессор из Петербурга, говорят, собак изучает», — отвечали взрослые ребятам на вопрос: а что это за дядя? «Только годы спустя я узнал, что нашим скромным соседом был крупный ученый Иван Петрович Павлов!» — заключал старожил.

Павлов в зрелые годы был и увлеченным коллекционером русской живописи. И в Силламяэ он сдружился со многими отдыхавшими тут художниками и учеными. Например, русский передвижник Николай Дубовской подарил физиологу свою картину «Вечерняя заря», написанную в Силламяэ.

Николай Никанорович Дубовской родился в Новочеркасске в семье потомственного казака, войскового старшины войска Донского. Летние месяцы часто проводил на этюдах в Силламяэ на Балтийском побережье. С 1880-х гг. на протяжении многих лет отдыхал на Нарвском взморье Силламяэ, Удриа и Вайвара. На двух его картинах можно видеть старую церковь Силламяэ. «Сельская церквоь»(1906), «Вечер в селе после дождя» (1906).

Николай Дубовской «Дача в Силламягах» 1907 г

Алексей Старков, infopress.ee 09.12.04

22:55
318
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!