Игла в мужских руках создает удивительное

В Силламяэском музее на выставке есть необычные картины. На первый взляд — качественная графика, на самом деле — вышивка. 

— Работа такая тонкая, что многие принимают за графический рисунок, — комментирует директор Аала Гитт, — а услышав, что это результат виртуозной работы с иглой и нитью, искренне восхищаются. Еще больше, когда узнают, что автор — мужчина, силламяэсец Артур Ненахов. Захотелось познакомиться с этим человеком поближе — и мы напросились в гости. В дверях нас встретил невысокий крепкий мужчина, настоящий богатырь. «Неужели эти большие сильные руки способны удержать иглу и справиться с тончайшей шелковой нитью?» — закралась недоверчивая мысль. Но существовать ей пришлось недолго — развешенные на стенах картины однозначно свидетельствовали: мы не ошиблись адресом.

Артур оказался открытым приятным человеком. Как, впрочем, все творческие люди — невозможно творить прекрасное, если ты зол и замкнут. Про таких, как этот человек, говорят: душа нараспашку. Достал из шкафов весь свой «архив» — эскизы, детали, незаконченные работы и, конечно же, самое дорогое — коллекцию самых первых вышивок и охотно рассказал обо всем.

— Увлечение началось случайно, лет пятнадцать назад, — вспоминает он. — Как говорится, дело было вечером, делать было нечего… Жена вязала, я смотрел телевизор и заглянул в ее журнал «Бурда моден». Там были фото вышивки, и я подумал: может, и я сумею?

Первая работа — китайские иероглифы, следствие увлечения восточными единоборствами. Затем пошли мультяшные сюжеты, в основном картинки со жвачек. Вышитые папой маленькие картинки появились на курточках сына, а большие украшали интерьер квартиры.

Так как в те времена почти не было современной ксеротехники, Артур придумал собственную технологию копирования — вставлял маленькую картинку в фотоувеличитель, включал свет и переводил на бумагу желаемого размера, а затем через оргстекло переносил рисунок на ткань. Тщательно подбирал цветные нитки и вышивал, как правило, гладью. Впрочем, как называется его техника, он и сам не знает, потому что действует по наитию, методом проб и ошибок.

— Весь процесс проходил естественно, я ведь нигде шитью не учился. С литературой по рукоделию в те годы было сложно — редкие журналы или книги женщины передавали друг другу и страшно берегли. Но когда чем-то увлечен, любую мелочь замечаешь и запоминаешь — что-то прочел, увидел на выставке или в магазине, а порой и случайно что-то открывалось в процессе работы. Например, если между стежками пропустить миллиметр, рисунок зарябит. Игрой цвета и света можно добиться разных переливов…

В те не очень далекие, но сложные времена трудности были не только с литературой и нитками, в местных магазинах невозможно было приобрести и пяльцы. Эту проблему слесарь по профессии Артур решил просто — смастерил нужный инструмент из старой настольной лампы и бывшего прожектора. Кстати, эти пяльцы служат ему до сих пор. «Они ж железные, что им сделается», — смеется он.

С годами росло мастерство. Начал с иероглифов и веселых картинок, а потом сюжеты становились все серьезнее и сложнее. Как и используемый материал — наряду с обычными хлопчатобумажными нитками постепенно осваивал ирис, мулине, шелк…

— Сюжет, как правило, беру из книг, — объясняет собеседник. — Читал, например, «Охотничьи рассказы» Тургенева и очень понравилась иллюстрация художника — охотники рассказывают байки на отдыхе. Вот она — на стене.

Сегодня в коллекции Артура уже несколько картин из той книжки. Впрочем, почти все темы «мужские» — охота, рыболовство, разнообразные воины. Но есть и просто пейзажи, забавные спортивные сюжеты, серию которых Артур задумал посвятить чемпионату мира по футболу…

Наряду с большими картинами — миниатюры. Причем иные такие мелкие, что, чтобы разглядеть лица героев, хозяин предлагает воспользоваться лупой. «Как же вы это вышивали?» — невольно вылетает вопрос. «Тоже с лупой», — отвечает он, рассказывая, что одну картину удается осилить за месяц, на другую уходит несколько… «Как есть свободное время, так и вышиваю. Порой готов хоть сутки сидеть, а случается, неделями не прикасаюсь — работа по сменам, домашние хлопоты. Почитать иногда хочется или в компьютерные „стрелялки“ сразиться. Да и спорт мужчинам необходим — вместе с сыном три года в кохтла-ярвеском клубе борьбой виньчунь занимаюсь».

По признанию автора, вышивка — прекрасный отдых от ежедневных забот и так увлекает, что за работой он «живет в картине», не замечая ничего вокруг. Лучше всего работается, когда дома никого нет. Хотя за пятнадцать лет накопилась внушительная коллекция, свои изделия Артур не продает. Говорит, жалко, ведь в каждой — кусочек его души. «Могу подарить, но самым близким и по особому случаю». На выставку отдал работы охотно, хотя и не очень верил, что кому-то будет интересно.

Успехи Артура в искусстве заразили и близких, вышивать пробовал племянник, теперь увлекся и 15-летний сын Руслан. «Вышивать интересно, — поддерживает он разговор, — Это занятие помогает отдыхать, скучно за такой работой не бывает, только терпения надо очень много, но это воспитывает характер». В домашней экспозиции на стене есть и его первая картина, сейчас он трудится над второй.

Проведя в этой семье вечер, мы убедились, что здесь скука не живет и сетования на то, что «нечем заняться» никогда не услышишь, ведь недостатка в идеях нет. Многое в интерьере сделано собственными руками. Сейчас Артур мечтает сделать подарок супруге — вышить оригинальный рисунок для праздничного наряда. Но, несмотря на нынешнее изобилие в магазинах, снова не может найти нужных ниток — золотого цвета. «Я уже всех знакомых подключил, обещали помочь», — не унывает он.

Ирина КИВИСЕЛЬГ, pohjarannik.ee, 15.01.05

14:00
353
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!