Что русскому хорошо, то эстонцу - в убыток
Директор закрывшейся с 19 октября паромной линии Силламяэ-Котка Александр Фрош считает главной причиной закрытия — события апреля, с которыми он связывает отказ российской стороны продолжать переговоры о проходе эстонского парома по российским территориальным водам. Российская же сторона говорит о новой стратегической программе развития своих собственных портов.
Будет ли паром Vironia ждать возвращения российского транзита в Силламяэский порт и решения вопроса территориальных вод?
Впервые за почти два года существования линии Силламяэ-Котка обслуживающий её паром с романтичным названием Vironia, принадлежащий фирме Saaremaa Laevakompanii (SLK), вынужден был уйти на вынужденный отдых на дальний причал. Руководство судоходной линии официально объявило о закрытии линии, вернув так и не отчалившим клиентам деньги за билеты.
Директор дочерней фирмы SLK — Narva Line OÜ Александр Фрош не скрывает, что причиной закрытия паромного сообщения стал отказ российской стороны идти на уступки при пересечении эстонским паромом российских территориальных вод. По мнению Фроша, это напрямую связано с апрельскими событиями в Эстонии. — Во время открытия линии мы надеялись достичь соглашения с российской стороной, чтобы паром между Котка и Силламяэ шел по максимально прямому маршруту, который проходит по российским территориальным водам. Более двух лет длились переговоры, и после «Бронзовой ночи» они закончились неудачей, — сообщил Фрош.
Прямой маршрут – через российские территориальные воды, границы которых уходят на десятки километров вдоль побережья Эстонии, — сократил бы затраченное на путь время и деньги. По словам Фроша, ещё некоторое время после апреля руководство паромной линии надеялось на возобновление переговоров, и сообщение продолжало работать – в обход российской водной территории. Время в пути из Силламяэ в Котка измерялось всё это время шестью часами, а обратно – восемью. Однако когда в начале октября резко сократился объём грузовых автоперевозок из Эстонии в Финляндию с последующей переправкой их в Россию, — который и занимал больше всего места в трюмах «Виронии», стало ясно: дальнейшее существование линии невыгодно.
«Окончательно мы получили представление о нежелании России вести переговоры по этому вопросу, когда на острове Суурсаар, проход мимо которого сократил бы путь более чем на два часа, был установлен российский радар», — сетует Фрош.
Коснулось всех
По информации из Департамента статистики Эстонии, грузооборот эстонских морских портов, значительную часть которого составляли российские грузы, в прошлом месяце составил 2,77 миллиона тонн. Это почти на четверть меньше этого же периода 2006 года. Однако официальные российские источники заверяют, что спад транзита через эстонские морские порты никак не связан с апрельскими событиями – всё дело в новой стратегической программе России по развитию своих собственных морских выходов. Эстонским же транспортникам никто и не обещал, что российский транзит через территорию республики будет вечным.
Стратегия на полвека
Развитием портовой инфраструктуры российские чиновники активно занялись после того, как в сентябре новый председатель правительства Виктор Зубков на первом же своём заседании отчитал членов правительства своего предшественника Михаила Фрадкова за неисполнение соответствующих распоряжений, данных президентом, о развитии портов России.
В октябре Минтранс России представил правительству результаты своего анализа обстановки в портовой отрасли, после чего с опережением срока больше чем на полмесяца Совет Федерации России утвердил внесение в закон поправок, направленных на создание портовых особых экономических зон (ПОЭЗ). Новый закон установил также и сроки работы ПОЭЗ – 49 лет, в то время как другие особые экономические зоны создаются на срок 20 лет. По мнению авторов поправок, они позволят привлечь долгосрочные инвестиции в транспортную инфраструктуру России, а не использовать порты соседних стран, и будут способствовать стабильному развитию транспортного комплекса в долгосрочной перспективе. Закон также предусматривает введение налоговых льгот для ПОЭЗ.
Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов в интервью российскому информационному агентству «Regnum» отметил, что считает развитие собственных портов России, прежде всего на западном направлении особенно важным: «Развитие портов на Балтике имеет осязаемую для всех россиян экономическую цель. Тем самым мы все меньше и меньше будем осуществлять экспорт любой нашей продукции через порты Прибалтики и все больше и больше загружать наши порты, повышать налоги, платить заработную плату нашим, а не иностранным гражданам».
Таким образом, ожидать скорого возвращения российского транзита в эстонские порты, очевидно, не приходится. По крайней мере, в ближайшие 49 лет. Будет ли паром Vironia ждать?
Кирилл Смирнов, prospekt.ee, 16.11.07