"Нас пытаются уничтожить"
«Молодежь Эстонии» и «Русский Почтальон» в минувшем году обращались в своих публикациях к судьбе девятнадцатилетней Тани Швецовой. (Материалы «Мамочка, я жить хочу...» в «МЭ» за 3 июля и «Письмо госпоже Клинтон» в «РП» за 7 сентября). Последние события заставляют нас вновь вернуться к этой теме.
Состоялось очередное судебное разбирательство, на этот раз — в Вируском окружном суде под председательством судьи Сирье Айтсен, закончившееся не в пользу Тани Швецовой и ее матери Валентины Витковской, являющейся опекуном своей дочери. Таня Швецова признана из-за инвалидности недееспособной, и ее интересы в суде представляет мама.) По словам Валентины Ивановны, решение окружным судом принято в пользу АО «Силмет Групп», которое отныне полностью снимает с себя ответственность за материальное обеспечение покалеченного ребенка. Окружной перечеркнул не только решение Ида-Вируского уездного суда от 15 декабря 1997 года (председательствующий В.Юлонайнен), но и Верховного суда ЭССР от 27 июля 1988 года (председательствующий судебной коллегии по гражданским делам Х.Туулберг.
Напомним историю. В 1988 году Верховный суд ЭССР признал вину Силламяэского сланцехимического завода в том, что у рабочей этого предприятия Валентины Витковской родился ребенок с врожденным пороком развития. Суд основывался на выводах судебно-медицинской экспертизы, проведенной на высоком уровне. В комиссию входили главный судмедэксперт Минздрава ЭССР, заслуженный врач ЭССР А.Лукаш, главный акушер-гинеколог Минздрава ЭССР М.Парве, главный педиатр Минздрава ЭССР, кандидат медицинских наук А.Рийкярв, зав. отделением экспериментальной токсикологии НИИ экспериментальной и клинической медицины, доктор медицинских наук профессор К.Кахн, зам. главного врача Республиканской санэпидстанции Минздрава ЭССР П.Кроони и зав. отделом Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы республиканского Минздрава С.Мянникус. Вывод этой комиссии — В.Витковская «в период беременности с момента ее установления нуждалась в переводе на легкую работу, не связанную с наклоном туловища более десяти градусов, поднятием тяжести, вынужденным положением тела, работой в положении стоя, упором живота в оборудование, а также должна была быть освобождена от работы, связанной с общей или местной вибрацией или воздействием токсических веществ».
Будущая мать, вопреки законодательству по охране материнства, не была своевременно переведена администрацией с участка с вредными условиями труда на безопасный. А перевели ее только на шестом месяце беременности. Вот что говорилось о специфике работы на химзаводе в материалах Верховного суда: «О вредности условий труда истицы в период беременности свидетельствует и то, что ей выдавалось бесплатно молоко и она имела право на дополнительный отпуск. Представители сланцехимического завода пояснили, что основанием выдачи молока было наличие в рабочей среде дихлорэтана».
Поясним. Дихлорэтан — это ядовитый, токсический газ. Плюс воздействие от вибрации оборудования. Все это, как доказано медициной, губительно действует на здоровье. Не случайно судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда ЭССР сделала вывод о том, что «имеется высокая вероятность причинной связи между условиями труда истицы во время беременности и рождением у нее ребенка-инвалида. Это не исключается и заключением судебно-медицинской экспертизы». Частично удовлетворив иск В.Витковской, Верховный суд в 1988 году обязал сланцехимический завод ежемесячно оплачивать 60 процентов оклада санитарки по уходу за ребенком — вплоть до 4 октября 1995 года, до дня достижения Таней Швецовой совершеннолетия.
В 1995 году ВТЭК признал девочку инвалидом первой группы пожизненно со стопроцентной потерей трудоспособности. Встал вопрос о материальном пожизненном обеспечении тяжелобольной. И вот 15 декабря 1997 года Ида-Вируский уездный суд, рассмотрев иск В.Витковской к сланцехимическому заводу, ставшему к тому времени после приватизации частным предприятием — АО «Силмет Групп», подтверждает, что решение Верховного суда ЭССР десятилетней давности остается в законной силе. (АО «Силмет Групп» было правопреемником бывшего государственного завода). Подтверждено нанесение ущерба заводом матери и ребенку — Таня Швецова родилась инвалидом по вине этого предприятия. Здоровье девочки не улучшается, наоборот, болезнь прогрессирует.
Читаем в материалах уездного суда: «Из выписки амбулаторной карты Т.Швецовой следует, что больная не ходит, активное движение конечностей невозможно, и в последние два года наблюдается негативная динамика. Больная лечится и стоит на учете у невролога, нуждается в дальнейшем лечении и наблюдении со стороны невролога и ортопеда».
Уездный суд частично удовлетворил иск В.Витковской к АО «Силмет Групп» и обязал предприятие пожизненно выплачивать в пользу ребенка-инвалида компенсацию.
О том, как развивались события дальше, поведала Валентина Ивановна. В январе прошлого года завод со скрипом, но все же под давлением исполнительного бюро выполнил решение уездного суда, перечислив необходимые деньги на лечение. А в январе нынешнего года на счет опекуна не поступило ни кроны на лечение Тани Швецовой. По просьбе предприятия Вируский окружной суд приостанавливает выплаты с января, хотя судебного разбирательства к тому времени еще не было. Свое решение в пользу «Силмета» окружной суд примет только 1 марта нынешнего года, а основано оно будет, в частности, на выводах новой судебно-медицинской экспертизы, проведенной осенью минувшего года. Выводы комиссии были в пользу завода — предприятие невиновно.
В.Витковская: «Я потрясена методами работы новой экспертной комиссии. Как можно давать заключение, решающее судьбу изувеченного ребенка, не произведя обследования рабочих мест, хотя я их и приглашала это сделать? Я им предлагала обследовать Таню (»пришлите за ней «скорую»), но они отказались. Сказали, что на комиссию должна прибыть только я. По моим понятиям, комиссия работала безобразно, а ее заключение является фальшивым".
Мать Тани Швецовой направила кассационную жалобу на решение Вируского окружного суда в Государственный суд ЭР. Читая эти документы, можно сделать вывод, что окружной суд переложил всю ответственность за нарушение техники безопасности на… саму беременную В.Витковскую. Но ведь факт остается фактом: вина завода была доказана в 1988 году Верховным судом. Причем, как сказано в материалах суда, решение его окончательное и обжалованию не подлежит. Но почему-то окружной суд отдал предпочтение выводам повторной судебно-медицинской экспертизы, проведенной осенью прошлого года. В кассационной жалобе в Государственный суд истица пишет, что окружной суд так и не обосновал, почему он опирался на новое заключение экспертов. Действительно, почему? Ведь экспертиза десятилетней давности проводилась на более авторитетном уровне. В состав тогдашней комиссии входили три специалиста, имевших высокую ученую степень. Количественно комиссия состояла из шести экспертов, а назначенная окружным судом — из пяти. Причем, как пишет истица в жалобе, только один эксперт из нынешнего состава имеет ученую степень.
Итак, предприятие сняло с себя ответственность за судьбу инвалида. В.Витковская: «Теперь мы живем только на пенсию Тани. Денег не хватает на оплату жилья, накопилось много долгов. А ведь надо еще платить санитарке, которую я приглашаю, когда приходится отлучаться из дома. Врачи рекомендуют нанять массажистку для Тани, но это нам тоже не по карману. Как воздух для поддержания жизни дочери нужны дорогие лекарства, например церебрализин, но мы его не можем купить. А здоровье Тани угасает, как теперь бороться за ее жизнь?»
Вдобавок ко всем бедам администрация «Силмет Групп» уволила В.Витковскую с работы. «Кислород» полностью перекрыт. По словам Валентины Ивановны, она просила руководство завода предоставить ей отпуск по уходу за больным ребенком — здоровье Тани ухудшается, ей нужно постоянно уделять внимание. Это, кстати, подтверждается и медицинской справкой: больная нуждается в круглосуточном постоянном уходе. «В отпуске отказали, а 27 августа прошлого года мне привезли домой изданный 21-го числа того же месяца приказ о моем увольнении… с 9 января. То есть известили об увольнении через несколько месяцев. Уволив задним числом, завод лишил меня не только социальных гарантий, но и элементарных человеческих прав. Я не могу теперь зарегистрироваться на бирже труда — срок истек, не могу обратиться к врачам — лишена страховой медицины».
В.Витковская попыталась найти защиту в уездной комиссии по трудовым спорам, но и там решение было принято в пользу завода. Ее не восстановили на работе. Хотя, как говорит руководитель профсоюзной организации «Силмета» Галина Щербакова, при увольнении Валентины Витковской было капитально нарушено трудовое законодательство. А по словам уволенной, завод обязан ей был заплатить компенсацию в связи с задержкой на восемь месяцев выдачи трудовой книжки. Но не выплатил, инспекция же по трудовым спорам и тут не увидела нарушений. Теперь безработной остается обратиться в городской суд Силламяэ с иском о восстановлении на работе. Но хватит ли у нее сил и средств отстаивать в новых судебных инстанциях свои права? «Куда мне тягаться с заводом, — говорит Валентина Ивановна. — У него заработанные нами, работягами, миллионы, на которые завод нанимает дорогих столичных адвокатов».
За долги по квартплате семью могут выселить на улицу. Пытаясь хоть где-нибудь найти поддержку, В.Витковская в сентябре прошлого года обратилась через американское посольство в Таллинне к супруге президента США Хиллари Клинтон. В письме говорилось: «Г-жа Клинтон, я обращаюсь к вам в надежде на ваше понимание сложной ситуации, в которой мы оказались. Я имела счастье видеть вас в Таллинне во время вашего визита в Эстонию. Я была свидетелем, как тепло и сердечно встречали вас, представительницу великой державы. Я обращаюсь к вам как к матери, у которой тоже есть ребенок, и вы прекрасно должны понять мои чувства и тревоги. Пишу вам, потому что вы опытный юрист, к мнению которого прислушиваются, с надеждой на вашу помощь и на ваш добрый совет — где найти справедливость и как помочь моей девочке выжить в обстановке, когда завод идет на все».
Прошло более семи месяцев, ответ в Силламяэ так и не пришел. Видимо, письма В.Витковской затерялись в чиновничьих кабинетах американского посольства. Заметим, что наряду с бывшим главой эстонского правительства Тийтом Вяхи акционером АО «Силмет Групп» является американский бизнесмен Томас Валдин. По заявлению руководителей предприятия, силламяэский завод, являющийся одним из ведущих в мире по производству редкоземельных металлов, из года в год улучшает свои экономические показатели.
В.Витковская: «Свое благополучие завод строит на нашем здоровье и здоровье наших детей. Покалечен ребенок — его бросают на произвол судьбы. Нас пытаются уничтожить тонкими, изощренными методами, по-своему толкуя закон. Меня хотят вразумить, что тут, дескать, политика не замешена. Но я уверена, что беспредел в отношении меня и моей дочери связан только с тем, что мы — русские».