''Музыкальная шкатулка'' - от патефона до магнитофона

''Музыкальная шкатулка'' - от патефона до магнитофона

Новая выставка «Музыкальная шкатулка» в Силламяэском музее привлекает и взрослых, и детей. Каждое поколение посетителей получает разные впечатления, но всем долго не хочется уходить отсюда.

В экспозиции, составленной главным хранителем музея Александром Пополитовым, — ретроспектива музыкальных проигрывателей и радиоприемников с начала прошлого века до 70-х годов. Всю музыкальную технику он собирал больше десяти лет и теперь решил, что настало время показать коллекцию публике.

— Людям старшего поколения приятно вспомнить былое, а современная молодежь даже не видела многих из представленных вещей, иные и слов таких не знают — «радиола» или «транзистор». Поэтому с огромным удивлением изучают.

Собеседник признался, что когда вынес из хранилищ «на свет божий» собранную технику, сам удивился, как много интересного накопилось. В просторном выставочном зале уместилась лишь часть.

Все экспонаты разными путями оказались в музее, большей частью — принесенные из своего дома, подаренные горожанами и знакомыми, собранные на заброшенных хуторах.

— Я ведь, как бурундучок, все прибираю, — улыбается хранитель. — Один из моих любимых — почти новенький радиоприемник, произведенный на эстонском заводе «Пунане РЭТ». Привела жизнь на хутор к пожилому мужчине, а я страсть как люблю по чердакам прошвырнуться. Что-нибудь, спрашиваю, наверху есть? Он говорит — есть, наверное. Покопались маленько и обнаружили этого красавца, аккуратно завернутого в газеты и тряпки, столько слоев, что замучился разворачивать. Оказалось, когда хозяин приобрел технику, электричества в доме не было и приемник работал на батарейках. Но их надолго не хватало, купить поблизости было негде, да и дороговато по тем временам. Вот он и прибрал радио до лучших времен. Так и пролежал приемничек в тряпках лет двадцать...

Поток посетителей не иссякает

В музей приходят группами — от детсадовцев до студентов университета, семьями, заглядывают и одиночные посетители. Пополитов радушно встречает всех и с неиссякаемой энергией и интересом в сотый раз повторяет свой рассказ, охотно отвечает на вопросы.

— С этим связаны мое детство, юность, вообще вся жизнь, — поделился он. — Много помню сам, что-то слышал от других, что-то читал. Молодые задают вопросы, смеются над мини-патефонами, с которыми молодежь первой половины прошлого века ходила на пляж. Удивлялись рассказам о том, как люди пытались слушать «вражьи голоса» по радиоприемникам...

Первокурсники из Силламяэского профучилища долго не могут оторваться от патефонов, вслух удивляясь — как вообще эти странные сооружения могут звучать? Наблюдая, как Александр Пополитов накручивает ручку, чтобы завести патефон, будущие строители находят меткое сравнение: «Похоже на ручную дрель». Трещащие звуки из трубы вызывают улыбку, а рассказ Александра о популярной музыке 40-60-х годов, жестких и гибких пластинках с разными скоростями — искренние эмоции и неожиданные вопросы. «А если я найду пластинку с художественным свистом, это можно дорого продать?» — задает вопрос один из молодых «коммерсантов». «Можно, и очень дорого, это большая редкость, представляете, какими должны быть слух и легкие у исполнителя, чтобы просвистеть мелодию?» — звучит ответ.

В музейной коллекции есть пластинка, на которой можно услышать художественный свист. Не меньший восторг вызывает у ребят гавайская гитара — один из первых электроинструментов. Александр рассказывает, что его держали на коленях и, двигая медиатором по струнам, извлекали протяжный ноющий звук. Заведя пластинку с такой музыкой, мы услышали приятную мелодию.

Множество интересных легенд знает Пополитов о разных исполнителях того времени. На этот раз он поведал парням о рождении «Ноктюрна Гарлем», который композитор Хайген создал в тюрьме.

— Ему сказали, что если напишет что-то такое для саксофона, что захватит людей, выйдет быстро. «Ноктюрн Гарлем» для саксофона оказался действительно потрясающей мелодией, которая разошлась по всему миру. В свое время мы выключали свет и танцевали под эту музыку, да и сейчас любители джаза ее очень любят.

В 50-е годы приобретение любого радиоприемника требовалось регистрировать. «Владелец обязан регистрировать радиоприемник в ближайшем почтовом отделении по месту жительства или месту нахождения приемника, в райцентрах и областях в 3-дневный срок, в остальных местах — 10-дневный. Регистрации подлежат все единицы приемников. За уклонение — штраф или уголовная ответственность в установленном порядке», — гласит инструкция, сохранившаяся с 1955 года.

— Если слушал «вражьи голоса», сосед запросто мог настучать в органы, — комментирует Пополитов. — В Эстонии поймать «голоса» было сложнее, в Таллинне стояла самая большая в Европе «глушилка» — специальная радиостанция.

Среди редкостей

— электрофоны разных поколений. Чтобы прослушать пластинку, к этому устройству требовался приемник, потому что динамика у такой техники не было. Электрофон следующего поколения — уже с микрофоном. Потом радиолы, мечта всех жителей СССР середины прошлого века — однодорожечный магнитофон «Романтика». Техника развивается быстро, и к 70-м годам появились уже четырехдорожечные.

По ходу экспозиции можно проследить, как влияла мода на дизайн музыкальной и радиоаппаратуры. Один из любимых у Пополитова — приемник «Звезда-54», выполненный в стиле самого популярного в те времена автомобиля «Победа». В 60-е годы влияние оказывал космос — в мебели, технике появлялось больше углов, прямых линий и так далее.

Многочисленные афиши на стенах — тоже не случайность, они иллюстрируют рассказы экскурсовода о музыкальных пристрастиях предыдущих поколений. Силламяэ в середине прошлого века был закрытым городом из-за военного завода. Старожилы рассказывают, что денег тогда городские власти «не считали» и могли приглашать в Дом культуры самых популярных артистов и актеров.

Коллекция пополняется

Нередко посетители выставки предлагают музейщикам вещи, которые сохранились у них. Уже принесли множество пластинок, шесть рижских приемников. Александр искренне радуется подаркам, не боясь, что их завалят старой техникой.

— В конце 80-х годов приемники, магнитофоны разбирали, изымая из внутренностей ценные металлы, так что сохранилось не так много, как кажется, — рассуждает хранитель. — Все пригодится, хотя бы на запчасти — сейчас можно продемонстрировать в действии немногие экспонаты, но в будущем здание полностью отдадут музею, выставочный зал переедет в другое место. Так что появится возможность создать постоянные экспозиции и демонстрировать старую технику в действии. К счастью, город выделяет деньги — и что-то уже можно приобретать. «Звезду-54», например, я купил недавно в Нарве в антикварном магазине.

«Музыкальная шкатулка» будет демонстрироваться примерно полгода, а на будущее у Александра Пополитова уже есть новая задумка — из музейных фондов и частных коллекций собрать выставку самоваров и утюгов. «Вы, наверное, не представляете, какая интересная это тема!» — восклицает он. Что ж, возможно, скоро убедимся.

Ирина КИВИСЕЛЬГ, pohjarannik.ee, 18.02.07

14:00
279
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!