Эстония будет хоронить зарубежный уран на своем побережье
Оказавшиеся в результате утечки информации в распоряжении Postimees документы раскрывают план Эстонии с ее собственным участием начать хоронить радиоактивные металлы зарубежного происхождения – уран и торий – в эстонских портовых сооружениях.
Силламяэский порт и терминалы
Весьма вероятно, что Департамент окружающей среды в ближайшее время выдаст для реализации этого плана разрешения определенному кругу предприятий, в центре которых встанет OÜ NPM Silmet с привлечением связанных с Тийтом Вяхи фирм (Силламяэского порта и Silpower), принадлежащей ему совместно с Министерством окружающей среды фирмы AS Ökosil и полностью государственного предприятия Eesti Energia.
Причиной этих планов стала особенность производственного процесса NPM Silmet: из зарубежных шахт в Эстонию доставляются редкоземельные металлы, содержащие сырье колумбит и танталит, в которых, однако, содержатся и радиоактивные металлы уран и торий (U-238 ja TH-232). Двум последним металлам NPM Silmet не смог найти никакого разумного применения, а собственники предприятия отказались вывозить их из Эстонии, хотя соответствующее обещание было дано государству на основании действующего разрешения от охраны окружающей среды.
Так, на данный момент у предприятия скопились закрытые бочки с почти 535 тоннами радиоактивных производственных отходов. Единственный план по освобождению от них возник в сотрудничестве с Тартуским университетом, с которым NPM Silmet 20 мая 2016 года заключил договор о проведении как химических и производственных, так и юридических анализов.
Этот план просто предусматривает, что опасные отходы NPM Silmet в пропорции 1:500 будут смешаны со сланцевой золой, которая является производственным отходом AS Silpoweri и дочернего предприятия Eesti Energia — Enefit Energiatootmise AS.
Концентрация и активность радиоактивных веществ в полученной смеси должна стать крайне низкой (ниже 300 ppm), что ниже разрешенных законами низших пределов. Но здесь нужно знать, что, согласно эстонским законам, из-за своей кислотности и других показателей опасным отходом признана и сланцевая зола.
Сам процесс должен выглядеть таким образом: сначала NPM Silmet смешивает свои отходы со сланцевой золой электростанции производителя электричества Silpower, затем полученную смесь забирает совместное предприятие Министерства окружающей среды и Тийта Вяхи Ökosil, которому это же министерство выдало всевозможные разрешения для работы со сланцевой золой и иными опасными отходами в Силламяэском порту.
Ökosil помещает полученную смесь в свое хранилище сжигаемых отходов, а затем, после ее смешивания с водой, в виде зольного камня использует ее для работ по расширению Силламяэского порта. При необходимости в процессе используется и сланцевая зола с Enefit.
ОПАСНОСТИ И РИСКИ
Но по поводу пакета планов, который NPM Silmet в конце прошлого года представил Министерству окружающей среды для получения разрешения, есть несколько вопросов.
Во-первых, против выступают законы Эстонии. Например, Закон об отходах очень ясно говорит, что смешивание опасных отходов с другими отходами запрещено, а отходы NORM, равно как и сланцевая зола, являются опасными.
Во-вторых, нормы Европейского союза предусматривают, что отходы NORM можно разбавлять только с целью повторного использования и запуска в оборот содержащихся в них веществ. Но использование их в виде наполнительного материала в порту, исходя из особенностей урана и тория, очень сложно назвать целенаправленным вторичным использованием. Скорее в данном случае портовые причалы попросту превратят в хранилище или производственную свалку отходов NORM.
И научные сотрудники института экологии и географии Тартуского университета в своем анализе отмечают, что Департамент охраны окружающей среды должен «при выдаче своего разрешения убедиться, что цель запланированной деятельности действительно заключается в пуске в оборот материалов, а не устранение отходов».
Смешивание производственных отходов NPM Silmet с золой, согласно проведенным анализам, никоим образом не улучшит свойства золы при ее использовании в качестве наполнительного материала в портовых причалах. Может, например, возникнуть вопрос: хотел бы кто-то построить для себя жилой дом из зольных блоков, в которых в каком-то виде растворены и радиоактивные отходы?
В любом случае, теперь при участии государства будет реализовываться план по складированию в качестве наполнительного материала на территории Эстонии радиоактивных производственных отходов. Соответствующие договоры о сотрудничестве между собой заключили все имеющие отношение к делу предприятия, ждут лишь решения Департамента окружающей среды. Ходатайство о выдаче разрешения на деятельность с радиацией было отправлено из NPM Silmet в Департамент охраны окружающей среды 30 ноября.
Eesti Energia особо не интересует, что будет дальше с их сланцевой золой, если она продана NPM Silmet.
«Сотрудничество с Silmet, как и с другими использующими сланцевую золу клиентами, происходит в соответствии с регулирующими данную область деятельности законами. Что точно Silmet будет делать с этой золой, нужно спросить у них», — сказал пресс-секретарь предприятия Каарель Кууск.
Postimees проконсультировался о планах NPM Silmet со многими специалистами и государственными чиновниками, и вот что они сказали.
КАЙ КЛЕЙН
Эксперт по окружающей среде Балтийского форума окружающей среды
В случае таких дел, прежде всего, нужно исходить из принципа осторожности. Хоть и в малых количествах, но речь все же идет о радиоактивных отходах, а есть ли уверенность, что никакой так называемой утечки не произойдет и окружающей среде не будет нанесен ущерб – сейчас и в длительной перспективе? Как препятствовать их выщелачиванию и смыванию в воду и так далее? То есть, сейчас вопросов больше, чем ответов.
СИЙМ ВАХТРУС
Юрист Центра права по охране окружающей среды
В принципе, малорадиоактивные вещества можно «освободить», в том числе использовать их с разрешения Департамента по охране окружающей среды, например, в качестве наполнительного материала. Эта регуляция во многом исходит из Закона о радиации. Можно ли эти отходы смешивать с золой – решать Департаменту охраны окружающей среды. Это означает, что на определенных условиях это можно разрешить, но нельзя увеличивать угрозы для окружающей среды, и все должно соответствовать требованиям самой лучшей из возможной техники.
Участвует ли государство — при помощи принадлежащего Ökosil бассейна, использующегося как промежуточный склад — напрямую в производственном процессе NPM Silmet, а точнее, в процессе складирования радиоактивных отходов?
Отвечает советник отдела внешних угроз и радиации Министерства окружающей среды Реэлика Руннель:
«Государство участвует только посредством производства по выдаче разрешений и надзора. Как один из собственников AS Ökosil, государство не участвует в процессе обращения с радиоактивными отходами NPM Silmet.
Согласно протоколу о намерениях, после получения всех необходимых разрешений, Ökosil начнет принимать от Silmet смесь, в которой концентрация радионуклидов после смешивания с золой сведена до такого низкого уровня, что смесь больше нельзя считать радиоактивной.
Таким образом, Ökosil будет принимать не отходы, содержащие природные радиоактивные материалы (отходы NORM), а зольную смесь. То есть описанная деятельность не означает создание в порту хранилища отходов: в хранилище размещают отходы, а зольная смесь – это остатки, то есть материал, который можно переработать.
При желании зольную смесь можно использовать в качестве строительного материала (в виде зольного камня) при строительстве портовой территории. Это можно делать только при условии, что исключено попадание опасных веществ в окружающую среду.
AS Ökosil здесь организует оборот и, естественно, само постоянно проводит мониторинг, но безопасность материала должен обеспечить все же Silmet.