О ком напоминает город с самыми русскими и советскими улицами?
Силламяэ понемногу приводят в порядок, его улицы могут рассказать о многом
В наше время все жители знают о Силламяэ как о некогда закрытом городе с промышленным производством. Но мало кто в курсе, какие еще уникальные тайны хранит в себе этот маленький городок. Rus.Postimees прошелся по его улицам вместе с единственным в городе гидом Еленой Антушевой.
Был морозный декабрьский день, но это не помешало нам за час обойти практически весь маленький городок. Наша прогулка началась с исторического центра.
«Литературные» улицы
Немного отойдя от мэрии и городского ДК, мы попадаем на улицу Горького. «Удивительно, что у нас сохранилась эта улица, хотя Горький был советским писателем. Эта улица вообще была одной из первых, где стали строить каменные жилые дома (в конце 1940-х годов), до этого на улицах стояли либо бараки, либо финские домики», — рассказывает Елена. Многие местные жители не знают этого, но в Силламяэ было больше улиц, носивших имена литературных деятелей. «В городе были улицы Чехова, Тургенева, Крылова и Короленко. Они находились в так называемых 13-м и 15-м поселках, о которых я расскажу чуть позже. В целом мы гордимся всеми этими названиями, пытаемся их сохранять и показывать туристам как что-то уникальное», — рассказывает Елена.
Минуя горуправу, мы спускаемся вниз к морю и попадаем на улицу Маяковского, о которой тоже есть что рассказать. По словам гида, приезжие туристы или гости очень удивляются тому, что в городе есть такая улица. Елена объясняет: «С одной стороны, это известный советский, пролетарский поэт. Но тем не менее, когда решался вопрос об изменении названий улиц, было решено, что, в первую очередь он поэт, а потом уже всё остальное, и название улицы сохранилось. В нынешней Эстонии вы нигде такой улицы больше не найдете».
«Он сказал — поехали, он взмахнул рукой»
«Если уйти от литературной темы, — продолжает Елена, — то в Силламяэ до сих пор существует улица Гагарина. Я уверена, что раньше улицы с таким названием были по всей Эстонии, но сейчас мы единственный в стране город с такой улицей». Упоминает она и улицу Чкалова, тоже советского летчика и героя. По ее словам, в случае с Чкаловым город также принял решение, что прежде всего он человек, который со своей командой совершил первый беспосадочный перелет через Северный полюс, а потом уже советский летчик. Поэтому улицу Чкалова было решено оставить.
Пройдя через весь город до его окраины, мы делаем очередную остановку. «Подумаешь — улица Вески (в переводе с эст. “мельница”), что в этом такого», — крутится в моей голове. Но оказывается, что до недавнего времени это была улица Осипенко. «Кто это такой?» — спрашиваю я. «Чкалов в юбке», — улыбаясь, отвечает гид. Дело в том, что Осипенко — это советская летчица и одна из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза. «Почему же название этой улицы не сохранилось?» — интересуюсь я. «Оказалось, что в свое время Осипенко была приближенной к Сталину, чуть ли не другом семьи, поэтому решили не рисковать и улица была переименована», — признается гид.
«Политические» улицы
Переименованных улиц в Силламяэ хватает. «Прежде всего это так называемые “политические” улицы, названные в честь каких-либо государственных деятелей Советского Союза. Например, наша главная улица Кеск раньше была улицей Кирова, от нее отходила улица Жданова, которую переименовали в Румянцева», — рассказывает Елена.
Своя история связана и с бывшим бульваром Ленина. Советские жители привыкли считать, что в каждом городе должна быть улица, названная в честь великого вождя, но, на самом деле, в Силламяэ такой долго не было. «Вроде бы все понятно: советский город, который строится после Второй Мировой войны и связан с атомной промышленностью, засекреченный, а улицы Ленина нет…» — с интересом рассказывает гид. И только уже в 1970-х годах, когда в городе стали появляться новостройки, появился бульвар Ленина, который, конечно же, потом был переименован: теперь это бульвар Виру.
Улица павшему солдату
Мы вновь проходим по старой части города, и я замечаю еще одну улицу, которую уже упоминала Елена, — это улица Румянцева, ранее носившая имя Жданова. «Что-то не припомню известного человека с фамилией Румянцев», — признаюсь я. «Верно подмечено, — отвечает Елена, — Михаил Румянцев — это бывший житель нашего города. Весьма необычно, что целая улица была названа в честь обычного не известного стране жителя. Улица была переименована еще во времена Советского Союза, в 1980-х. Дело в том, что Румянцев участвовал в Афганской войне и погиб там, и жители города таким образом решили почтить память павшего солдата».
Улицы-призраки
Некоторые улицы и районы Силламяэ просто канули в небытие. «В начале нашей прогулки я уже упомянула 13-й и 15-й поселки, в которых было довольно много разных улиц, от которых сейчас ничего не осталось. Также существовала Садовая улица, которая довольно быстро исчезла», — рассказывает Елена. «Что же с ней случилось?» — интересуюсь я.
«Так сложилось, что эта улица была проходной и вела прямо к реке Сытке, раньше вдоль нее стояли финские домики с заборами, там росло много сирени и были плодовые сады, поэтому ей и было дано такое название, — рассказывает гид. — Через какое-то время на этой улице началась постройка пятиэтажных домов, проход к реке перекрыли домом, и образовался тупик, из-за которого бывшая Садовая улица превратилась в обычный двор».
Наша прогулка меж тем подходит к концу, мы завершаем ее на новом Морском променаде, который был построен в прошлом году — и можно смело сказать, что сейчас это главная достопримечательность в городе. «Увеличилось ли число туристов с появлением в городе такого места?» — спрашиваю я.
«В течение года достаточно мало туристов, но с открытием туристического сезона уже два года подряд у нас полный аншлаг! На самом деле последние годы в стране большую рекламу дает так называемый “туристический кластер”. И в 2019 году, когда променада как такового еще не было, рекламный акцент был сделан на внутреннем туризме, людей приглашали посетить именно Ида-Вирумаа, поэтому многие приезжали и в Силламяэ», — рассказывает Елена, признаваясь, что такого года, как 2021-й, еще не помнит. Из-за того, что на данный момент Елена — единственный гид в Силламяэ, она даже устала от волны туристов и немного рада окончанию этого туристического сезона. Но будем надеяться, в следующем году туристы из Силламяэ некуда не денутся, ведь у нее в запасе еще много рассказов, которые делают историю города ближе и понятнее.
Елизавета Белкова