Эстонский "Сингапур"
Свободная экономическая зона в Силламяэ процветает на советском наследстве
В двадцати километрах от российско-эстонской границы существует оазис со своим особым микроклиматом, в котором, как у Чехова, из воткнутой в землю оглобли может вырасти тарантас. Официально этот благословенный уголок называется довольно прозаично: Силламяэская свободная зона (Sillamae Free Zone).
Неудобный город
В город Силламяэ, давший название этой территории, практически до конца 80-х годов въезд был разрешен только по спецпропускам: по традиции, заведенной еще 73 года назад динамитным концерном Нобеля (построившим здесь завод по производству взрывчатки), в городе всегда безраздельно властвовал ВПК. Главное местное предприятие с маловыразительным названием «Химико-металлургический комбинат» (СХМК) принадлежало сначала Минатому СССР и занималось переработкой уранового сырья, а когда возить его сюда стало по разным причинам невыгодно, комбинат перепрофилировали на редкоземельные металлы (тантал, ванадий, ниобий и др.), после чего он перешел в ведение Минсредмаша СССР. Сырье также ввозилось — из России, Казахстана, Чехословакии и др. Среди себе подобных комбинат был одним из крупнейших в Европе.
С возникновением суверенной Эстонской Республики экономические связи предприятий региона, ориентированных на оставшийся в России ВПК, были разорваны, и промышленность Силламяэ начала загнивать. Правительство объявило, что все предприятия бывшего ВПК ему не нужны, и пусть выкарабкиваются, кто как может: перепрофилируют производство, закрывают его, распродают и т. д. — власть это не касается. «Входить в положение» и помогать Силламяэ неформально молодое эстонское государство не хотело, судя по всему, по политическим причинам. «Имперское гнездо», «рассадник коммунистической заразы» — это самые безобидные эпитеты, которыми награждали Силламяэ лидеры и активисты Народного фронта Эстонии на заре «поющей революции».
От краха к возрождению
В годы расцвета СХМК в его цехах и лабораториях трудилось около шести тысяч высококлассных специалистов, работавших в сфере высоких и сверхточных технологий. К середине 90-х годов на комбинате оставалось менее тысячи человек, да и те получали зарплату с таким опозданием, что деньги успевали обесцениться в полтора-два раза. Между тем практически каждая семья, живущая в Силламяэ, так или иначе была связана с комбинатом, и с его деградацией стал умирать и город. Квалифицированные специалисты подрабатывали дворниками, ночными сторожами в то и дело возникавших и тут же лопавшихся фирмах и фирмочках. В конце-концов многие, не выдержав, уехали — кто в Россию или на Украину, а кто и на Запад.
Но жизнь в стране постепенно стабилизировалась, начал оживать и Силламяэ. Ключевую роль в возрождении города сыграл бывший премьер Тийт Вяхи. Он явно не страдал русофобией и первым из крупных эстонских политиков осознал перспективность научно-промышленного потенциала города. Еще в свою бытность главой правительства Вяхи стал готовить почву для оживления промышленности Силламяэ, а оставив пост в 1996 году, начал энергично действовать.
Прежде всего в 1997 году был приватизирован химико-металлургический комбинат. На его месте при активном участии Тийта Вяхи возникло акционерное общество «Силмет» (Silmet). «Силмет» и еще четыре предприятия (порт, ТЭЦ, фирма по недвижимости Silmet Kinnisvara и AS ÖkoSil — экологическая защита) образуют сегодня концерн Silmet Group с годовым оборотом полмиллиарда крон, экспортом на 410 млн и прибылью в 35 млн (по данным за 2000 год).
Преодолеть деградацию комбината организаторам «Силмета» удалось далеко не сразу, и только связи Тийта Вяхи, его опыт и деловая хватка позволили достичь нынешнего успеха. В 1997 году при обороте 224 млн крон (главным образом это затраты на приватизацию) и экспорте продукции (в основном — сырье, то есть редкоземельные металлы, добываемые в Силламяэ) на 104 млн убытки составили 57 млн крон. В 1997 году — соответственно, 225, 182 и 6 млн. И только в 1999 году, после того, как было принято решение о создании Силламяэской свободной зоны, появилась прибыль в 17 млн крон при обороте 305 и экспорте 267 млн.
Еще в бытность эстонским премьер-министром Тийт Вяхи инициировал создание в стране свободных экономических зон по примеру действовавших во всем мире. Правительство решило создать такие зоны в порту Мууга под Таллином, в городе Палдиски, в Выру и Валге, на границе с Латвией, а также на востоке Эстонии — в Нарве и Силламяэ. Первой в 1996 году появилась СЭЗ в Мууга. Реально действующими на сегодня можно считать лишь Валгаскую и Силламяэскую свободные зоны, частично — Муугаскую.
Большой «Силмет»
Силламяэская свободная зона была создана 1 ноября 1998 года решением правительства на базе «Силмета» (по мнению наблюдателей, это была личная заслуга Тийта Вяхи — другому вряд ли удалось бы раскрутить этот проект, во всяком случае в столь короткие сроки). Статус резидентов зоны получили более десятка предприятий, большинство из которых не входит в Silmet Group. Это, например, производитель пластмасс «Полиформ»; фирма Norwes, специализирующаяся на металлоизделиях; изготовитель фильтрующих материалов EsFil и целый ряд других производств, в совокупности составляющих так называемый Большой «Силмет», располагающийся на 600 гектарах в окрестностях Силламяэ.
Резиденты зоны не платят таможенные сборы и акцизы. От 18-процентного НДС освобождены товары, ввозимые в Силламяэскую зону для обработки и последующего вывоза в рамках глобальной международной индустриальной кооперации. Помимо льгот есть здесь и другие привлекательные для предпринимателей, да и для политиков, моменты, на которые указывают специалисты.
«Давайте посмотрим вперед — ну хотя бы года на три, — говорит экс-премьер. — Эстония к тому времени точно станет членом Евросоюза. И тогда Силламяэская свободная зона окажется уже в двадцати километрах не просто от эстонско-российской границы, а от границы ЕС и СНГ. Но в Силламяэ сходятся четыре транспортные магистрали: автомобильная, железнодорожная, трубопроводная (газ) и морская. Нигде больше в такой близости от границ ЕС и СНГ вы не найдете столь уникального сочетания. Далее: Силламяэ обладает неплохо развитой инфраструктурой и населением, которое, во-первых, проживает компактно; во-вторых, владеет эстонским и русским, а теперь еще и английским или немецким языками; в-третьих, в его среде имеется немало высококвалифицированных специалистов. Это все — явные преимущества».
Кроме того, на территории Большого «Силмета» расположена собственная ТЭЦ, так что работающие здесь предприятия не зависят от ценовой политики монополиста, будь то госпредприятие Eesti Energia или частные владельцы соседних Нарвских электростанций. Владельцы Silmet Group намерены создать в своей зоне идеальные условия для производства практически любого вида. Энерго- и теплоснабжение, связь, охрана и т. п. — вся инфраструктура резидентам будет обеспечена. Фактически уже действует технопарк, создаются технологические цепочки (для этой цели частично используется оборудование от прежнего производства).
Помимо договоров о сотрудничестве с учеными Таллина и Тарту, налажены и активно действуют связи с научными центрами в России и странах СНГ: с Фондом академика Алферова ведутся совместные разработки по нано- и инфотехнологиям и в области генной инженерии; с Украинским научным центром «Институт имени Патона» — по вакуумным печам; имеется ряд контрактов с петербургскими учеными...
Идеи надо раскручивать
В планах — создание бизнес-инкубатора для технологических spin-off проектов, иначе говоря, для ускоренной «раскрутки» (to spin — крутить) самых передовых идей в наукоемком и экологически чистом производстве. К примеру, танталовые порошки для высокоемких конденсаторов (для использования, например, в мобильных телефонах); новейшие автомобильные катализаторы, другие промышленные новинки.
Силламяэская свободная зона оказалась самой эффективной из всех. Собственно, и сравнивать-то практически не с чем. В Валга зона пока только раскручивается, но там и масштабы в несколько раз меньше, да и условия похуже, что отражается на привлекательности СЭЗ. В Мууге — фактически лишь свободный порт. Другие зоны так и не заработали.
В Силламяэ не забыт и социальный фактор. Проектируется «Дом молодого специалиста», в котором жилье приезжающие получают сразу же, не заботясь о кредитах или иных связанных с этим проблемах. Заработная плата на «Силмете» сегодня составляет 5,5 тысяч крон в месяц при средней по региону около 3 тысяч. За два последних года создано более ста новых рабочих мест.
По словам Тийта Вяхи, Силламяэская зона — только в самом начале своего пути к созданию индустриально-финансово-торгового центра по примеру того же Сингапура. По мнению известного эксперта доктора экономических наук профессора Ханона Барабанера, свободная зона в Силламяэ, помимо прочего, может стать для эстонских и российских предпринимателей зоной совместных действий, открывающей возможность для обходного маневра политическому противостоянию.
«Эксперт Северо-Запад», 20.08.2001